Цифровая гуманитаристика

Интервью с руководителем программы

Будущее — за информационными технологиями. Гуманитарная сфера требует изменений!

Исследуя роль компьютерных технологий в современных гуманитарных исследования, мы познакомились с Анной Плотниковой — научным руководителем магистерской программы «Цифровая гуманитаристика». Программа реализуется первый год, но она уже вызвала большой интерес со стороны студентов. О том, в чем состоит суть необычного направления, как готовят студентов и почему же так важно быть «продвинутым» гуманитарием, расскажем в нашем номере. 

— Анна Михайловна, расскажите пожалуйста, что из себя представляет направление «Цифровая гуманитаристика»? 

Это направление является новым в Уральском гуманитарном институте. Формально эта магистерская программа привязана к филологическому факультету, но мы сознательно воспринимали ее как междисциплинарную. Разрабатывали данную программу ученые-гуманитарии УрФУ совместно с компанией «СКБ Контур». Цель нашей программы — соединить знания всех гуманитарных наук и цифровые технологии.  

— Как родилась идея создать новое направление?

Сама идея открыть такую программу появилась весной 2019 года. Думаю, что в первую очередь это связано с требованиями нашего времени. Ведь цифровые методы сейчас активно используются в разных науках: от истории до социологии. Сегодня действительно многие выпускники гуманитарных направлений стремятся дополнить свое базовое образование знаниями из области программирования, информатики, анализа данных. Так родилась идея создать новый продукт, новое направление, которое было бы интересно абитуриентам магистратуры как одна из возможных траекторий профессионального саморазвития. 

— По вашему мнению, почему наблюдается такой интерес? Без технологий в гуманитарной сфере сегодня не обойтись? 

Студенты понимают, что технологии в современном мире очень важны. Гуманитарное образование — это замечательно, но многим хочется научиться чему-то более прикладному, тому, что обеспечит возможности работы в будущем. Для одних выбор цифровой гуманитаристики — это возможность расширить свои исследовательские возможности, применить новые знания для решения прежде всего научных задач. Компьютерный анализ больших массивов данных и их цифровая визуализация и презентация востребованы во многих областях гуманитарного знания: от социологии игр и исторической демографии до лингвогеографии и корпусного стиховедения. Для других — это скорее возможность выйти за пределы чисто академической сферы и найти себя в реальном секторе экономики. 

— Есть ли интерес к программе у студентов технических специальностей?

Да, безусловно. Сейчас на этой программе обучаются 12 человек, и все они имеют разное базовое образование. Интересно, что выпускники технических специальностей выбрали эту программу как раз потому, что хотят научиться использовать свои знания в гуманитарной сфере, в то время как гуманитарии стремятся расширить свои профессиональные возможности за счет получения знаний в области компьютерных технологий. Цифровая гуманитаристика — это одна из тех образовательных областей, где гуманитарии и технари работают бок о бок, обогащая друг друга. Так что двери направления «Цифровая гуманитаристика» открыты для выпускников любых специальностей. 

— Кого готовят на выходе?

Программа готовит прежде всего аналитиков — людей, умеющих собирать, обрабатывать и анализировать различные данные. Эти данные могут быть извлечены из каких-то исторических или текстовых источников, а могут представлять собой данные бизнес-статистики. В этом смысле формируемые навыки достаточно универсальны. Именно по этой причине наши студенты интересуют компанию «СКБ Контур», уже сейчас некоторым из них «СКБ Контур» предложил работу. Два дня в неделю студенты учатся на площадке «СКБ Контур», изучают аналитику в бизнесе. Остальные дни ребята получают знания в области применения цифровых технологий в академической сфере. В учебном плане есть самые разные дисциплины. Например, я веду базовый курс «Теория коммуникации», — это универсальная дисциплина, которая будет полезна любому специалисту, выстраивающему взаимодействие в профессиональной среде. 

— Как происходит само взаимодействие гуманитарного и цифрового?

Так как я сама являюсь лингвистом, приведу пример из своей научной области: для того, чтобы исследовать определенное языковое явление, например, историю изменения значения какого-либо слова или развитие той или иной грамматической конструкции, мы работаем с большими массивами текстовых данных, которые называются лингвистическими корпусами. Создание и совершенствование таких корпусов — это сложная, долгая и весьма трудоемкая задача, которая требует как глубоких лингвистических знаний, так и прикладных навыков в области компьютерных наук. Более очевидные для непосвященных примеры — это системы автоматического перевода, которые за последние десятилетия стали рутинным инструментом, которым мы пользуемся в своей ежедневной работе. Такие системы могут быть основаны на различных математических алгоритмах, очень по-разному работающих с языковыми данными. Аналогичные научные задачи, требующие от исследователя «двойной компетенции», существуют во многих областях гуманитаристики.

— Значит, цифровые технологии активно используются и в науке? 

Конечно. В этом смысле «Цифровая гуманитаристика» — это программа на опережение. Мы понимаем, что современный человек существует в цифровом мире, и цифровизация неизбежно будет все глубже проникать в исследовательскую практику. Например, на филологическом факультете с 1960-х годов хранится ценный архив фольклорных материалов, собиравшийся студентами и преподавателями в течение нескольких десятилетий экспедиционной работы. Эти материалы существуют исключительно в рукописном виде. Сегодня мы хотим не просто оцифровать этот архив, а представить его в современном виде, чтобы с ним могли работать исследователи, находящиеся за много сотен километров от Екатеринбурга. Для этого необходимо оцифровать и систематизировать данные по различным параметрам, подробно описать каждый фольклорный текст, создать удобную систему поиска. Это один из тех научных проектов, который мы планируем реализовать. Будущее за междисциплинарными проектами, которые позволяют объединять гуманитарное знание и информационные технологии. 

— Каково дальнейшее развитие направления?

Сложно сказать, на что будут способны и как будут выглядеть цифровые технологии через 3–4 года. Изменения в этой сфере происходят гораздо быстрее, чем в гуманитаристике. Возможно, что и нашу программу ждет новый поворот. В перспективе эта программа должна стать базой для развития новых междисциплинарных исследовательских проектов на базе различных департаментов УГИ УрФУ. Но на начальном этапе мы будем прежде всего развивать сотрудничество с «СКБ Контур» и заниматься совершенствованием учебного плана, чтобы уравновесить технические и гуманитарные аспекты содержания образовательной программы.

— Означает ли это, что программа корректируется по желаниям студентов? 

Конечно, мнение студентов учитывается. Они формулируют свои пожелания, и мы стараемся идти им навстречу. Совсем недавно студенты попросили дополнительные пары по статистике, и мы постараемся скорректировать программу. Бывает, что понравившегося преподавателя студенты просят пригласить еще раз, в таких случаях мы тоже стремимся откликнуться на их просьбу. Мы отдаем себе отчет, что программа новая, и сейчас мы должны нащупать тот путь, который является правильным как с точки зрения студента, так и с точки зрения ожиданий работодателя. 

— Анна Михайловна, каким вам видится будущее программы «Цифровая гуманитаристика»?

Надеюсь, программа окажется интересной для абитуриентов. В любом случае, будущее за цифровыми технологиями. Конечно, эта программа ставит перед нами новые задачи, прежде всего — труднейшую задачу интеграции гуманитарного и технического знания. В каком-то смысле, это вызов, который мы бросаем сами себе. Но гуманитарная сфера неизбежно будет меняться. Все больше научных проектов будут требовать применения навыков программирования и различных методов автоматического извлечения и анализа данных. Многие проблемы, которые встанут перед наукой в ближайшие десятилетия, мы сможем решать только с помощью тех ребят, которые сейчас обучаются на данном направлении. Поэтому, как мне думается, реализация этой программы может очень многое дать Уральскому гуманитарному институту в целом. Развивая новое направление подготовки студентов, завтра мы сможем запустить и успешно реализовывать те научные проекты, которые сегодня еще кажутся абсолютной фантастикой.

Яна Сапса, Ундервуд: Издание Уральского гуманитарного института УрФУ, 2019, №2(5). С. 4-5.

Читать номер

 

 

 

Система Orphus