Экспертиза и реставрация объектов культуры

Интервью с научным руководителем

  ЧЕЛОВЕК НАУК. ЭКСПЕРТ SOTHEBY`S — О ТОМ, КАК РАСПОЗНАТЬ ШЕДЕВР ...

Портал 66.ru продолжает серию публикаций об уральских ученых, добывающих новые знания о мире вокруг нас. В новой серии спецпроекта критик, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории искусств департамента «Факультет искусствоведения и культурологии» УрФУ Тамара Галеева рассказывает, как проводилась экспертиза картины «Венеция» Бориса Кустодиева в Екатеринбурге, сколько стоит уникальное оборудование в реставрационной лаборатории университета, а также о том, какому историческому событию будут посвящены выставки по всему миру в 2017 году.

Тамара Александровна Галеева специализируется на искусстве русского зарубежья, художественных связях России и Запада в ХХ веке и современном искусстве. Защитила кандидатскую диссертацию «Творчество Б.Д. Григорьева и его место в русском искусстве начала ХХ века». На кафедре ведет курсы «Искусство Западной Европы Средних веков», «Искусство русского зарубежья», «Художественные практики XX века», «Современная книга художника», «Современное искусство Екатеринбурга», спецпрактику «Кураторство проектов современного искусства»… Выпускник программы Фулбрайт (2006). Прошла научные стажировки в университетах и музеях США, Франции, Англии, Чехии и др. Эксперт в области искусства русского зарубежья мировых аукционных домов Sotheby`s и Christie`s.

Кроме того, Тамара Александровна заведует лабораторией художественных практик и музейных технологий (недавно появился сектор экспертизы и реставрации), руководит Центром современной культуры и «Музеем Старика Букашкина» УрФУ. Была удостоена премии имени Дэфни Хэйр за реализацию художественного проекта «Урал — Техас» (1997), лауреат общественного проекта «Признание» администрации города Екатеринбурга «за личный вклад в историю города» (2014). Организатор и куратор более 100 выставочных проектов в университете и за его пределами. Регулярно принимает участие в мероприятиях уральского филиала Государственного центра современного искусства в качестве лектора или ведущего.

Сегодня Тамара Александровна расскажет, как сотрудники факультета проводят выездные экспертизы картин всемирно известных художников, на чем могут зарабатывать гуманитарии (и как быстро проявляется эффект гуманитарных исследований в обществе) и почему именно сейчас советское искусство становится популярным на Западе.

О СУПЕРСОВРЕМЕННОЙ РЕСТАВРАЦИОННОЙ ЛАБОРАТОРИИ УРФУ

Сектор экспертизы и реставрации объектов культуры УрФУ, открытый в конце 2015 года, задуман как открытая образовательная и научная площадка, на которой мы начали обучать магистрантов программы «Экспертиза и реставрация объектов культуры и искусства» и проводить независимые исследования. За четыре года (в рамках программы развития УрФУ) нам удалось приобрести уникальное высокоточное оборудование. Его стоимость составляет больше 10 млн рублей (для гуманитарной лаборатории это немало).

Среди самых ценных приборов — вакуумный стол для реставрации живописи со специальным увлажняющим колпаком, микроскоп с очень высоким разрешением и возможностью моментального вывода изображения на экран компьютера. Он позволяет детально рассмотреть картину. Есть мощный спектрометр, который дает сведения о составе пигментов красочного слоя. Есть и другое специальное оборудование. Сейчас мы приводим в порядок выделенное нам помещение и очень надеемся, что в ближайшее время лаборатория заработает в полном объеме. А пока чаще используем формат мобильных — выездных экспертных сессий на площадках музеев.

Университетская лаборатория может проводить полноценную технико-технологическую экспертизу произведений искусства. Сегодня это прерогатива лишь крупных столичных музеев — Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства. Между прочим, ни один из российских университетов, выпускающих специалистов искусствоведческого профиля, не имеет подобного комплекса оборудования. У региональных музеев тоже нет ни собственных лабораторий, ни качественной техники. Зато есть ценные произведения, нередко имеющие спорные атрибуции. Для того чтобы уточнить их, приходится отдавать картины на изучение в Москву или Санкт-Петербург. Стоят такие экспертизы довольно дорого, и редкий региональный музей может себе это позволить. Кроме того, экспертиза занимает много времени. В Научно-реставрационном центре им. Грабаря картины порой находятся месяцами, а то и годами из-за большого объема работы. Все это время зрители не имеют возможности их видеть.

Разумеется, мы думаем о том, чтобы проводить экспертизы или консервацию произведений искусства на заказ. Но, честно говоря, на данном этапе наша главная задача — заработать хорошую профессиональную репутацию, ведь лаборатории, как и кафедры, и научные школы, складываются годами, даже десятилетиями. Необходимо добиться того, чтобы к нам ехали за экспертизой из других регионов. Мы понимаем, что музеи — это клиенты, которые могут дать нам качественный материал, но чаще всего не могут заплатить за проведение экспертизы (ведь это по сути масштабное научное исследование). Коллекционеров, которые заинтересованы в изучении произведений на платной основе в нашем городе, тем более — в регионе, практически нет.

В любом случае мы не собираемся ставить экспертизы на поток и извлекать из этого исключительно коммерческий эффект. Поймите: каждая картина — уникальна. Я даже сейчас говорю не о ее стоимости. Не важно, о каких суммах идет речь, 1 или 10 млн долларов. Главное — это символическая ценность произведения, которая постоянно возрастает не столько от вложенных в него прямых денежных средств, сколько от его меняющихся различных художественных и общекультурных составляющих, в том числе и научных знаний.

ОБ ИССЛЕДОВАНИЯХ ШЕДЕВРА БОРИСА КУСТОДИЕВА И «ОТКРЫТИИ» ГОЛЛАНДЦА ЯНА ВАН ХУХТЕНБУРГА

В середине февраля мы провели открытую технологическую экспертизу картины Бориса Кустодиева «Венеция» (1913 г.), экспонировавшейся на уникальной выставке одной картины в библиотеке им. Герцена. Это было научно-практическое занятие для магистрантов, на котором могли присутствовать все желающие. Были выбраны самые мобильные устройства: камера с макрообъективом, инфракрасная камера, спектрометр, УФ-лампа …

До нас «Венецию», конечно, осматривали и другие эксперты (картина принадлежит частному московскому Музею русского импрессионизма), но вряд ли они заглядывали под слой лака (во всяком случае об этом нигде не пишется). А наше оборудование позволяет это сделать. Говорить о результатах исследования пока рано. Мы будем их сравнивать с материалами технологического анализа других картин Бориса Кустодиева, хранящихся в уральских музеях. Исследование продолжается…

В прошлом году наши сотрудники помогли атрибутировать полотно неизвестного западного мастера XVIII века в Челябинском музее изобразительных искусств. Произошло это почти случайно: наши эксперты изучали в тот приезд в челябинском музее буддийскую скульптуру. Это, кстати, тоже важное направление исследований лаборатории, ведь у нас есть редкий специалист в этой области — Виктория Владимировна Деменова, являющаяся помимо прочего официальным экспертом Министерства культуры РФ в сфере искусства Востока. После обследования буддийских скульптур сотрудники музея попросили сделать макро- и инфракрасные снимки, спектрометрию картины неизвестного художника. В процессе съемки под лаком в темном углу картины высветилась довольно отчетливая подпись.

Результаты макросъемок и ИК-рефлектрографии отправили специалистам по голландской живописи в Москву, Петербург, в Государственный музей Амстердама. Зарубежные эксперты подтвердили подлинность картины. На сегодняшний момент можно сказать с уверенностью, что автором неизвестного полотна оказался голландский художник-баталист Ян ван Хухтенбург, работы которого крайне редко встречаются в музейных собраниях России. Так что в челябинском музее сейчас есть свой Ян ван Хухтенбург. Кстати, окончательный итог истории этой картины был подведен выпускницей кафедры, научной сотрудницей Челябинского музея Натальей Махновской, сделавшей доклад на международной научной конференции по атрибуции произведений искусства.

А на прошлой неделе в нашу лабораторию привозили для технологического исследования уникальную старую картину из Ирбитского музея изобразительных искусств. Это довольно сложный объект, в свое время переданный из Эрмитажа, у которого нет точной датировки, но он очень любопытен по сюжету и стилистике, которые близки живописи великого Рафаэля. Пока идет процесс изучения, ничего определенного сказать нельзя. Мы планируем поездку в Ирбит для продолжения исследования уже в стенах музея. Но могу вас заверить: будут ли окончательные датировки более ранними или более поздними — менее ценной от этого картина не станет. Ценность произведения определяется и его возрастом, и кругом художников, которые имеют к нему отношение. Ну и, конечно, художественным качеством работы, а у этой картины замечательно высокий уровень мастерства.

Более подробно на сайте департамента http://art-urgi.urfu.ru/index.php/dostizheniya-%7C%7C-prepodavateley-i-studentov/chelovek-nauk-ekspert-sotheby-s-o-tom-kak-raspoznat-shedevr-i-otkuda-vzyalis-ocheredi-na-serova.html

Оригинальный материал взят с сайта 66.ruФото: Константин Мельницкий, 66.ru; Алексей Никольский / пресс-служба президента РФ; Вячеслав Прокофьев/ТАСС; пресс-служба ЕМИИ

Система Orphus