Автомобильный сервис

История кафедры

Кафедра «Подъемно-транспортные машины» была создана в составе Уральского индустриального института в 1929 году по инициативе руководства Уралмашзавода, строившегося для выпуска горнорудного и металлургического оборудования. Пуск завода состоялся в 1933 году, до 1935 года кафедра функционировала на его территории. Для предприятия велась подготовка инженеров-конструкторов по трем специальностям – «Подъемно-транспортные машины», «Экскаваторостроение», «Металлические конструкции», в дальнейшем все они соединились под общим названием "Подъемно-транспортные машины".

Первым заведующим кафедрой был начальник конструкторского отдела Уралмашзавода Павел Борисович Гольман, которым были написаны первые учебные пособия по мостовым и специальным кранам.

Фундамент уральской научной и инженерной школы в области подъемно-транспортных машин был заложен Израилем Борисовичем Соколовским. Профессор И.Б. Соколовский заведовал кафедрой в 1934-38 и 1942-52 годах. Им были подготовлены первые кандидаты технических наук: С.А. Казак, С.И. Михайлов, М.И. Хрисанов, А.Б. Парницкий, В.Н. Суторихин, ставшие впоследствии докторами технических наук. Незаурядный специалист, в совершенстве владевший математическим аппаратом при решении уникальных инженерных задач, И.Б. Соколовский был широко известной фигурой в отечественном машиностроении.

С 1952 по 1979 год кафедрой руководил профессор Павел Захарович Петухов – крупный ученый и организатор подготовки специалистов подъемно-транспортного машиностроения, основатель новых научных направлений: комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных транспортных и складских работ, создание землеройных машин для разработки мерзлых грунтов виброударным методом, теория металлургических кранов.

После окончания в 1935 году Уральского индустриального института он подготовил и защитил кандидатскую диссертацию (1939). По материалам докторской диссертации, посвященной исследованию тормозов крановых механизмов (1951), была издана его первая монография. Всего П.З. Петуховым было опубликовано более - 300 научных работ, в том числе, 20 монографий. Его труд об использовании тензометрии в машиностроении, стал настольной книгой многих поколений научных работников.

В эти и последующие годы заметный вклад в развитие кафедры внесли М.И. Хрисанов, С.А. Казак, А.Г. Горбачев, В.Н. Суторихин, П.В. Яковлев, В.И. Котов, В.Н. Богоявленский, Г.С. Бушуев, А.С. Кожемякин. Яркий след оставил А.П. Шабашов, написавший получившую широкое распространение и неоднократно переиздававшуюся книгу по мостовым кранам общего назначения. Результаты работ коллектива кафедры в области металлургических и специальных кранов получили отражение в целом ряде книг и учебных пособий.

Одной из первых на Урале кафедра стала применять тензометрический метод исследования машин, создав комплекс приборов для измерения напряжений в металлоконструкциях. Для проведения экспериментальных исследований специальных кранов и статистического анализа величин действующих нагрузок были разработаны и изготовлены несколько комплектов счётчиков заданных напряжений и анализаторов размаха сигналов (В.Н. Богоявленский, В.И. Паутов, В.Е. Дусье).

В конце 50-х – начале 60-х годов П.З. Петуховым совместно с М.А. Гуриным создана научная школа по разработке теории и машин для разрушения мерзлых грунтов (Б.Н. Киселев, В.А. Абакумов, И.А. Холодов, В.Е Дусье, Л.В. Стоцкая, Б.Н. Абрамов, В.П. Жегульский, А.В. Новенко и др.). Первый разработанный кафедрой виброударный рыхлитель УПИ-2 был испытан в Управлении механизации №1 Свердловскгорстроя в 1961 году. Его фактическая производительность составила 120-150 куб. м за смену при глубине рыхления 1,1 м. Исследования созданных образцов позволили  спроектировать рыхлитель ВР-25 для строительства железной дороги Ивдель-Обь.

В 1972 году в развитие нового научного направления была введена учебная дисциплина «Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ" (П.З. Петухов, М.А. Гурин, Л.В. Стоцкая). Под руководством П.З. Петухова проводились Всесоюзные семинары по данной тематике, получившие заслуженное признание у специалистов различных отраслей промышленности и вузов.

В 1979-88 годах кафедру возглавлял профессор Сергей Антонович Казак. Инженерную подготовку он получил в Харьковском механико-машиностроительном институте, который окончил в 1941 году и был призван в Армию. Участвовал в боях Великой Отечественной войны. После демобилизации учился в аспирантуре и работал на кафедре «Подъёмно-транспортные машины» УПИ. Известный ученый, доктор технических наук С.А. Казак – создатель научной школы и новой учебной дисциплины "Статистическая динамика и надёжность подъёмно-транспортных машин». Он автор более 250 книг и статей, основные его труды посвящены исследованию динамических процессов в конструкциях и расчету грузоподъемных кранов и экскаваторов. Большое внимание С.А. Казак уделял подготовке научных кадров, работе в межвузовском научно-методическом совете по подъемно-транспортной специальности.

В семидесятые-восьмидесятые годы важное место на кафедре занимали работы по конвейерной тематике. В развитие теории ленточных конвейеров проводились исследования упругих динамических характеристик конвейерных лент (П.В. Яковлев), динамики и ресурса ленточных конвейеров, напряженно-деформированного состояния лент (Г.Г. Кожушко). Экспериментальные исследования проводили на мощных ленточных конвейерах Качканарского ГОКа, комбината Ураласбест и других предприятий.

В начале 1970-х годов кафедрой выполнены исследования тяжелых литейных кранов производства красноярского завода «Сибтяжмаш» грузоподъемностью механизма главного подъема 400-450 тонн. С использованием расчетов, выполненных по методике профессора С.А. Казака, объединенной бригадой специалистов УПИ им. С.М. Кирова, завода «Сибтяжмаш» и Красноярского политехнического института в сложнейших условиях эксплуатации кранов на Западно-Сибирском и Новолипецком металлургических заводах были успешно проведены экспериментальные исследования конструкций, на основе результатов которых удалось осуществить при проектировании меры по повышению надежности и безопасности литейных кранов.

В первой половине 1980-х годов в связи с большим интересом к созданию роботизированных комплексов, по инициативе П.З. Петухова и М.А. Гурина, коллектив кафедры приступил к подготовке инженеров по специализации «Механика роботов», впоследствии «Роботы и манипуляторы автоматизированных подъемно-транспортных систем».

В 1986 году кафедре с целью обновления учебно-лабораторной базы были выделены значительные средства для организации специализированного компьютерного класса с современным периферийным оборудованием для курсового и дипломного проектирования, учебной лаборатории промышленных и учебных манипуляционных систем с микропроцессорным управлением, а также учебного компьютерного класса на 25 рабочих мест. Кафедра «Подъемно-транспортные машины» стала называться кафедрой «Подъемно-транспортные машины и роботы».

Под руководством М.А. Гурина для повышения квалификации и переподготовки инженерных кадров промышленных предприятий Свердловской области в УПИ им. С.М. Кирова был организован при обществе «Знание» двухгодичный народный «Университет роботизации производства».

С 1988 по 2014 год кафедрой заведовал профессор Герман Георгиевич Кожушко. Основными достижениями в перестроечный и постперестроечный периоды явились сохранение кадрового потенциала кафедры, а также развитие творческих и экономических инициатив. Повышению эффективности учебного процесса способствовал выход в 1989 году учебного пособия по курсовому проектированию грузоподъёмных машин.

Кафедра стояла у истоков экспертизы промышленной безопасности, технического диагностирования подъёмных сооружений, отработавших нормативный срок службы. В 1991 году при кафедре было создано ТОО «ПТМ-Урал», учредителями которого стали сотрудники кафедры: Дусье В.Е., Кузнецов Е.С., Иванов А.В., Кожушко Г.Г., директором была выбрана Стоцкая Л.В. Были уточнены методики обследования металлоконструкций, механизмов, устройств безопасности, электро- и гидрооборудования. Велась подготовка специалистов по обследованию кранов и крановых путей в Свердловской, Челябинской, Тюменской, Томской областях и Башкортостане. В 1998 г. Стоцкой Л.В. был создан «Уральский экспертный центр», основными видами деятельности которого стали обследования грузоподъемных машин и крановых путей, методическое обеспечение этих работ, обучение и аттестация специалистов для их выполнения.

По инициативе декана Механико-машиностроительного факультета Юрия Ивановича Тулаева и заведующего кафедрой «Подъемно-транспортные машины и роботы» Германа Георгиевича Кожушко в 1995 году была организована кафедра «Автомобили и тракторы». Первым заведующим кафедрой АиТ стал доктор технических наук, профессор, академик Юрий Иванович Багин.

Юрий Иванович внес большой вклад в организацию учебной, научной и методической работы кафедры. При его активном участии в период с 1995 по 2000 год были организованы учебные лаборатории кафедры, проведено оснащение учебных аудиторий учебными стендами и макетными образцами агрегатов, узлов, механизмов автомобилей и тракторов. В сентябре 1997 года на кафедре «Автомобили и тракторы» была образована автошкола УГТУ-УПИ, которая проводила бесплатное обучение студентов кафедры.

Первый выпуск инженеров по специальности «Автомобиле- и тракторостроение» состоялся в июне 1999 года. В период с 2000 по 2011 год заведовал кафедрой к.т.н., доцент Баженов Евгений Евгеньевич. Затем кафедру возглавил д.т.н., профессор Блинков Олег Геннадьевич, который являлся также деканом Механико-машиностроительного факультета. В 2013 году произошло объединение кафедры  «Автомобили и тракторы» и кафедры «Детали машин» Механико-машиностроительного института. В дальнейшем, в 2015 году, автомобильные и тракторные направления подготовки студентов перешли в структуру кафедры «Подъёмно-транспортные машины и роботы».

С 2014 года по настоящее время кафедрой заведует доцент, к.т.н. Ольга Анатольевна Лукашук.

На кафедре «Подъёмно-транспортные машины и роботы» УрФУ в рамках образовательных программ укрупненной группы направлений 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» ведется подготовка: бакалавров в очной и заочной формах по направлениям 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» – профили «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» и «Автомобиле- и тракторостроение», а также 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологиче­ских машин и комплексов» – профиль «Автомобильный сервис»; магистров по очной форме обучения по направлениям 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» – программы «Автоматизированные подъемно-транспортные машины» и «Проектирование колесных и гусеничных машин», а также 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» – программа «Автомобильный сервис»; специалистов по очной форме обучения по направлению 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения».

В преподавательский состав входят 4 профессора, 19 доцентов, 5 старших преподавателей и 10 ассистентов.

Основными научными направлениями кафедры в настоящее время являются «На­дежность и ресурс подъемно-транспортных машин» и «Повышение эффективности использования автомобильного и тракторного транспорта». Сотрудники кафедры тесно связаны с промышленными предприятиями региона, выполняют для них опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы. Студенты неоднократно становились победителями многих конкурсов.

За годы работы кафедрой подготовлено более 5000 инженеров. По результатам выполненных исследований и разработок кафедрой опубликованы 25 монографий, свыше 3000 статей, получено более 300 авторских свидетельств и патентов на изобретения.

Система Orphus