История искусств

Проекты студентов:

Преподаватель кафедры истории искусств и музееведения получил губернаторскую премию в номинации «Преподаватель года»

Губернатор Евгений Куйвашев в День российского студенчества наградил лучших профессоров, доцентов и преподавателей Свердловских вузов. Глава региона вручил награды 13 представителям профессорско-преподавательского состава.

В номинации «Преподаватель года» в гуманитарных науках премию губернатора Свердловской области получил Сергей Евгеньевич Винокуров, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения УГИ УрФУ.

Поздравляем Сергея Евгеньевича и желаем дальнейших научных успехов и достижений! 

Искусствоведы из 7 стран приняли участие в круглом столе «Историки искусства Евразии: системы обучения, национальные контексты и поля исследований»

Россия была представлена тремя центрами развития искусствоведческой науки (Санкт-Петербург, Москва и Екатеринбург).

Цель круглого стола – начать процесс знакомства и представления различных национальных научных школ искусствознания и системы обучения истории искусств, которая имеет свою специфику в России, Индии, Иране, Китае, Армении, Турции, Казахстане, Узбекистане.

Как показала практика, мы часто знаем о выдающихся ученых в области истории искусств из Европы, но мало знаем о специфике искусствоведческих исследований у своих самых близких соседей, особенно в Азии. Также нередко выдающиеся исследования национальных феноменов истории искусств разных стран остаются незамеченными, в силу различных языков их опубликования.

По словам ведущей круглого стола доцента кафедры истории искусств и музееведения Виктории Владимировны Деменовой "Коллеги из университетов стран Азии с большим энтузиазмом откликнулись на наше предложение, и разговор получился, действительно интересным и содержательным. Надеемся, что знакомство с методологией и особенностями развития нашей науки в разных странах будет способствовать знакомству историков искусства из разных стран с исследованиями друг друга, что повлияет на дальнейшие идеи взаимного сотрудничества, и возможно поможет выработать тематику совместных исследований в будущем"

Программа круглого стола:

1. ”Kala-Bhavana: Making Art a Part of Everyday” (prof. Dr. Swati Ganguly, Kala Bhavana, Visva-Bharati University, Santiniketan , India)

2. “Green Sustainable Development - Ecological View in Methodology of Analysis Traditional Chinese Landscape Painting” (prof. Sun Shilei, Art and Design College of Beijing Forestry University, China)

3. “The System of Modern St. Petersburg Academic Art History Education: Traditions and Trends" (prof. Dr. Svetlana Michailovna Gracheva, dean of the faculty of the theory and history of arts, Department of the theory and history of arts of St.Petersburg Academy of Arts, St.Petersburg , Russia)

4. ”Teaching Methodology of the Course “THE CULTURE OF THE ARMENIAN DIASPORA IN THE XIV-XVIII CENTURIES’’  at the State Academy of Fine Arts of Armenia” (Gayane Robertovna Pogosian, ass.professor, State Academy of Arts and Institute of Arts by National Academy of science of Republic Armenia, Erivan, Armenia)

5. “Art Studies in Uzbekistan: History and Modernity” (Dr. Nigora Akmalovna Yadgarova, the senior researcher of Institute of Art History by Academy of Science Republic Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan )

6. “Art History Education in Moscow. Basic Schools and their Specification" (ass.prof. Daryia Vorobieva, State Institute of Art Studies, Moscow, Russia)

7. “Art history studies in Iranian universities (history and trends)” (Mohammadi, Mohammad Ali. Former executive director of the scientific and research quarterly journal of Theology of Art, University of Religions and Denominations, Qom, Iran. Collaborative researcher at the Institute of Higher Education of Islamic Art and Thought, Qom, Iran)

8. ”Local Traditions in the Global Context : Research of the Ural Art History School” (ass.prof. Victoria Demenova, History of Art and Museum Studies chair, Department of art history, Cultural Studies and Design, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia)

9. “The Art Theory in Kazakhstan. The History and Evolution” (Amir Jadaibayev, the senior researcher, PHD, A. Kasteyev State Museum of Arts, Almaty, Kazakhstan)

10. “Art History Education in Türkiye from the Ottoman Empire to the Present” (ass.prof. Kemal Ibrahimzade, head of Art History Department, Faculty of Humanities and Letters, Ardahan University and research ass.Muhammed Enes Canöz, of Art History Department, Ardahan, Türkiye) 

11. “Finding the Balance between the East and Western traditions: Art History Education in South Asia” (Dr. Jayaram Poduval, head of Department of Art history and Aesthetics at the faculty of Fine Arts, Maharaja Sayajirao University of Baroda, Vadodara, India)

Опубликован сборник статей участников конференции «Весенние искусствоведческие чтения - 2023»

В сборнике представлены статьи, подготовленные на основе материалов конференции «Весенние искусствоведческие чтения — 2023», посвященной 80‑летию доцента кафедры истории искусств Уральского государственного университета (ныне — кафедра истории искусств и музееведения Уральского федерального университета) кандидата философских наук Ольги Алексеевны Уроженко (1943–2021).

Статьи студентов и преподавателей вузов, музейных специалистов посвящены актуальным проблем развития искусства Востока и Запада классических периодов и современности. Предназначен для обучающихся и специалистов в областях искусствознания, культурологии, философии, а также для всех интересующихся искусством.

Весенние искусствоведческие чтения — 2023: к 80‑летию О. А. Уроженко = Spring Art History Сonference — 2023: To the 80th Anniversary of Olga A. Urozhenko : сборник научных трудов / под общей редакцией В. В. Авдеевой, Л. А. Будриной, С. Е. Винокурова, В. В. Деменовой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2024. — 307 с. 

Сборник на портале УрФУ
Сборник на eLibrary

Профессор кафедры истории искусств награждена золотой медалью Союза художников России

Медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России была вручена профессору кафедры истории искусств Галине Владимировне Голынец

Медаль за выдающиеся заслуги в изучении уральского искусства, передачу традиций отечественного искусствоведения и формирования мастерства уральской искусствоведческой школы и духовность в продвижении современного религиозного искусства вручал Сергей Сагитович Айнутдинов, Академик Российской академии художеств, председатель регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».

Поздравляем Галину Владимировну с заслуженной наградой!

В УрФУ состоялись «Весенние искусствоведческие чтения — 2023»

В Уральском гуманитарном институте УрФУ 27 апреля 2023 состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Весенние искусствоведческие чтения — 2023». В ней приняли участие более 50 докладчиков из Екатеринбурга, Верхней Туры, Нижнего Тагила, Перми, Барнаула и Санкт-Петербурга.

В конференции наряду с ведущими исследователями участвовали студенты и магистранты кафедры истории искусств и музееведения УрФУ, представившие результаты своих наработок по выбранным направлениям научных исследований.

В этом году чтения были приурочены к юбилейной дате — 80-летию со дня рождения Ольги Уроженко, кандидата философских наук, одного из основных преподавателей-основателей Уральской искусствоведческой школы. В своих исследованиях и преподаваемых курсах Уроженко плодотворно объединяла проблематику теории и философии пространственных искусств, духовных аспектов культуры и искусства, проблемы синтеза искусств и взаимодействий художественных культур Востока и Запада.

«Одним из важных качеств Ольги Уроженко как искусствоведа было умение гармонично сочетать академические познания со способностью мыслить синтетически, концептуально. Этот навык она старалась привить и своим ученикам», — рассказала доцент кафедры истории искусств и музееведения Виктория Деменова.

Основной ракурс конференции был направлен на раскрытие главной особенности Уральской школы искусствоведения — соединению фактологических знаний с концептуальным подходом. Более 40 докладов в четырех тематических секциях продемонстрировали основные направления исследований кафедры истории искусств и музееведения УрФУ, ее выпускников и представителей вузов и музеев России.

«Такая связь поколений, изначально заложенная в задачи конференции, которая проводится с 1992 года, позволяет проследить формирование исследовательских позиций начинающих искусствоведов и роль наставника в этом процессе», — отметила заведующая кафедрой истории искусств и музееведения Вера Авдеева.

По итогам проведения конференции планируется подготовка сборника статей докладчиков.

 

 

12-14 октября 2022 в УрФУ прошла III Международная конференция «Вопросы экспертизы в области культуры, искусства и дизайна»

Проблемы живописных подделок, корректности высказываний и эффективности культурных и дизайн-проектов обсудили эксперты со всей России и ряда зарубежных стран с 12 по 14 октября в УрФУ.

Организуемая Департаментом искусствоведения, культурологии и дизайна международная конференция «Вопросы экспертизы в области культуры, искусства, дизайна» стала третьей по счету и дала возможность представителям экспертного сообщества поделиться своими новейшими наработками и открытиями. Ценными оказались выступления проблемного характера, публично рассказывающие не только об удачном опыте, но и демонстрирующие «проблемные кейсы» и «проблемные зоны» экспертизы.

В первый день конференции участников и слушателей ждало пленарное заседание, на котором выступили уникальнейшие специалисты в своих областях. Илья Владимирович Зайцев, доктор исторических наук, зам. директора Государственного музея Востока, ведущий научный сотрудник и профессор Института Востоковедения РАН, рассказал об опыте экспертизы исламских рукописей, о неожиданных открытиях мирового значения, которые могут ожидать исследователя в региональных музеях. 

Надежда Александровна Мусянкова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания, исследовательский интерес которой состоит в такой противоречивой нише искусства, как аутсайдер-арт. Надежда Александровна поделилась особенностями экспертизы произведений данного направления искусства и современной ситуации на арт-рынке искусства аутсайдеров.

Представителем УРФУ на пленарном заседании выступила Татьяна Юрьевна Быстрова, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры культурологии и дизайна УрФУ. На своем опыте работы с Арамильской суконной фабрикой, она рассказала о сложной деятельности эксперта в работе по сохранению культурного наследия и переработке его в музейное пространство, о том как бывает непросто создать концепцию музея не навредив изначальным смыслам и ландшафту индустриального наследия.

Ярким и многогранным в плане широты научных интересов докладчиков запомнилось пленарное заседание. Такой же яркой и интересной прошла работа секций 12 и 13 октября. Темой плодотворных дискуссий стало множество вопросов: Каковы границы профессиональной ответственности и объективности эксперта? В какой форме осуществляется роль эксперта в регионах и столицах, существует ли разница в их вовлеченности в принятие решений региональными и федеральными органами управления? Каково место гуманитарного знания в экспертизе социокультурных проектов? В чём особенность экспертизы произведений искусства Востока? Какой он, дизайн XXI века, каковы его новые методы, приёмы и особенности?

Важной идеей, прошедшей сквозь всю конференцию стало та мысль, что экспертиза — это всегда междисциплинарное исследование, один специалист дополняет исследование другого, помогая, расширяя, подтверждая полученное знание. О соединении дизайнерского и культурологического подхода говорила в своем пленарном докладе проф.Т.Ю.Быстрова. Другой яркий пример — комплексное искусствоведческое исследование, включающее в себя и искусствоведческий анализ и наукоёмкие методы технико-технологических исследований, проводимые физиками и химиками. Лишь в научном симбиозе экспертиза произведения искусства может считаться полной и исчерпывающей. Об этом было сказано в докладах заведующего отделом научной экспертизы ГосНИИР (г. Москва) К. А. Николаевым и Е. М. Пономаренко, канд. искусствоведения, начальником отдела научных проектов Научно-исследовательской независимой лаборатории экспертизы им. П. М. Третьякова (г. Москва), а также и другими участниками.

Во второй день конференции после окончания работы секции «Дизайн» Юрий Владимирович Назаров, президент Национальной академии дизайна, почётный президент Союза дизайнеров России, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской Академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ прочел две интереснейшие лекции для студентов 3 и 4 курсов направления «Графический дизайн». Темы лекций: «Дизайн в постцифровую эпоху» и «Стиль в дизайне». Юрий Владимирович рассказал о современных тенденциях дизайна, экспериментах молодых дизайнеров. 

«Вопросы экспертизы в области культуры, искусства и дизайна» — конференция, которая объединяет множество мнений, методик и исследований уникальных специалистов искусствоведов, культурологов, теоретиков и практиков дизайна. Её организация на базе Уральского гуманитарного института УрФУ — это исключительная и ценная возможность для специалистов нашего института в обмене опытом и апробации собственных исследований. 

Фото: Григорий Поляков, УГИ

 

 

Преподаватели кафедры истории искусств и музееведения победили в профессиональном конкурсе

15 ноября 2022 в Уральском федеральном университете состоялось награждение победителей ежегодного профессионального конкурса «Лучший преподаватель УрФУ» по итогам 2021-2022 гг.

Сразу два преподавателя кафедры истории искусств и музееведения были отмечены дипломами за высокие показатели в педагогической, учебно-методической и научной работе.

Победителем в номинации «Доцент года» по гуманитарным наукам» стала Людмила Алексеевна Будрина. В номинации «Преподаватель года» по гуманитарным наукам диплом победителя был вручен Марии Игоревне Стихиной.

При определении победителей конкурса учитываются награды разного уровня, издание монографий, учебников и учебных пособий, публикации статей, доклады на международных конференциях, индексы цитирования и др.

 

Победитель-искусствовед в престижном конкурсе

Магистрант 2 курса кафедры истории искусств и музееведения Полина Платонова заняла 3-е место в IХ Всероссийском конкурсе молодых ученых в области искусств и культуры с научным исследованием «Книга художника» в творчестве Евгения Стрелкова: опыт категоризации» (научный руководитель - Т.А. Галеева).

16 ноября 2022 при поддержке Фонда Фридриха Липса прошла церемония награждения победителей в Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург), на которой нашему лауреату вручили диплом III степени в номинации «Теория и история искусства и культуры».

Поздравляем победителей престижного конкурса - Полину и Тамару Александровну, ее научного руководителя!

«На протяжении многих лет выпускники кафедры являются номинантами разных степеней в этом конкурсе,тем самым подтверждая свою компетентность и востребованность в современной искусствоведческой науке» - прокомментировала Вера Владимировна Авдеева, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории искусств и музееведения УГИ.

 

Выставка графики Евгения Черепанова "ТОПОГРАФИЯ ПЛОСКОСТИ"

Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина
Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна
Центр современной культуры

 

1 декабря 2022 – 1 февраля 2023

 

представляют выставку графики Евгения Черепанова
ТОПОГРАФИЯ ПЛОСКОСТИ

Новый выставочный проект Центра современной культуры УрФУ знакомит с графическим творчеством известного уральского художника Евгения Черепанова. В экспозицию входят работы из нескольких серий, выполненных художником в течение последних 10 лет – «Коллажи I» и «Коллажи II» (2008), «Движение черного» (2010), «Поверхность белого» (2011-2012), «Наска II. Сумерки» (2013-2015), «Свет под ногами» (2018-2019) и др. В них как правило осмысляются возможности работы художника с плоскостью бумажного листа, световыми и цветовыми ритмами. Евгений Черепанов предстает в них чутким исследователем видимого мира, экспериментирующим с нестандартными материалами повседневного происхождения (элементарная картонная упаковка, например), обладающими сложными фактурными поверхностями.

В графических работах художника важны принципы ассоциативного восприятия: так, белые коллажи из прозрачной кальки с их геометричностью формы, просвечивающими эффектами слоев и легким «дыханием» эфемерных форм – созвучны музыкальным ритмам. Выпускник Нижнетагильского художественно-графического факультета, Черепанов сознательно отказывается от визуального воспроизведения предметного мира в пользу «строительства» пространственных структур мироздания с помощью абстрактной формы, цветовых и световых пятен и линейных сочетаний.

 

В сериях работ, выполненных в технике монотипии («Ночные окна», 2020, «Времена года», 2022), раскрываются иные качества видения мира художника: внимательное отношение к переменчивым деталям окружающей среды, интерес к абстрактному изображению игры света, тени и цвета. Владение трудоемкими печатными техниками, разнообразие фактур поверхностей, острота ритмических перепадов придают графике художника остро современный характер. Часть произведений впервые будет представлена зрителю.

 

Информация о художнике.
Евгений Черепанов – живописец, график, педагог, регулярный участник региональных, всероссийских и международных выставок, член Союза художников России. Родился в 1959 году в селе Искуш, Башкирия. Окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института. Живет и работает в г. Озерске (Челябинская область) Работы художника находятся в музейных, корпоративных и частных коллекциях в России и за рубежом.

 

Открытие выставки состоится 1 декабря 2022 года в 17:00 в Центре современной культуры Департамента искусствоведения, культурологии и дизайна (пр. Ленина, 51, 4 этаж).

 

Над выставкой работали: Евгений Черепанов, Тамара Галеева, Светлана Дубовскова, Вероника Подрядова, Евгений Алексеев, Глеб Хисамутдинов.

 

Директор Центра современной культуры – Тамара Галеев

Координаторы Центра современной культуры – Светлана Дубовскова, Вероника Подрядова ccc.urfu@gmail.com

 

ВИКТОРИЯ ДЕМЕНОВА: "КАКОЙ МУЗЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ БЫ НУЖЕН УРАЛУ – ТАК ЭТО МУЗЕЙ ВОСТОКА"

Виктория Владимировна Деменова - один из самых авторитетных и уважаемых искусствоведов Екатеринбурга и Уральского края, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, кандидат искусствоведения, талантливый педагог, воспитавший не одно поколение искусствоведов-профессионалов, которые успешно работают в культурных индустриях - как на Урале, в России, так и за рубежом.

Экспертное мнение Виктории Владимировны высоко ценится коллегами, она входит в состав жюри многих престижных конкурсов, в том числе - с 2019 года работает в составе жюри Всероссийского конкурса "Лучшая музейная афиша года", учрежденного Ассоциацией музеев Екатеринбурга (АМЕ).

Многие годы В.В.Деменова живет и работает в Екатеринбурге, о котором высказывает замечательные мысли: "Здесь не рождаются события, здесь рождаются идеи и люди, способные двигать большие процессы и события. Мы успешно двигаемся от имиджа города где "убили царя" до города "где проходит Уральская индустриальная биеннале".

Тема "искусство Востока" - большое и серьезное направление в научной деятельности Виктории Владимировны. Поэтому для проекта "ЭКСКЛЮЗИВ от Ассоциации музеев Екатеринбурга" мы попросили именно ему посвятить ответы на интересующие многих наших коллег вопросы.

Вопрос АМЕ. В мае мы с удовольствием слушали Вашу лекцию о сасанидском серебре. Почему именно "сасанидское серебро на Урале" стало главной темой Ваших сегодняшних профессиональных исследований?

В.В.Деменова. На самом деле сасанидское серебро не является моей темой профессиональных исследований в отличие от темы "искусство Востока". А с сасанидским серебром - это удивительная и почти случайная история, которой мне пришлось заняться вместе с главным хранителем Свердловского областного краеведческого музея Олегом Юрьевичем Ширшовым. А попался сасанидский кувшин на глаза нам как раз во время моих узкопрофессиональных исследований, когда в фондах музея с помощью спектрометра мы измеряли состав металла буддийской скульптуры. Это очень нужная работа – публиковать результаты исследований в этой области, для более точной атрибуции, для сравнительного анализа и т.д. Несколько лет назад это стало возможным благодаря оборудованию, которое поступило в распоряжение Лаборатории экспертизы и реставрации УрФУ. Сама лаборатория работает в Департаменте искусствоведения, культурологии и дизайна уже больше пяти лет и все ее исследования связаны с уральскими музеями и их фондами.

Вопрос АМЕ. Вы готовы в ближайшее время перевести часть своих сил по продвижению ценности сасанидского серебра в сознании уральцев в практическую плоскость и посвятить время созданию музея "Сасанидское серебро на Урале"? Есть ли в таком музее необходимость? Будет ли он востребован на Урале, где были сделаны ценные археологические находки сасанидских артефактов?

В.В.Деменова. Недавно на публичной лекции посвященной этой теме я действительно проговорила такую идею – что было бы здорово сделать, например, гальванокопии тех вещей, которые были переданы Эрмитажу из местных собраний. А вот какой музей действительно был бы нужен Уралу – так это музей Востока. Звучит фантастично, но на самом деле в России как стране, находящейся между востоком и западом, а уж на Урале тем более (хотя формально этот горный хребет и считается их границей) очень мало уделяют внимания культуре и искусству наших восточных соседей. А ведь на протяжении столетий эти связи были очень крепкими и постоянными. Находки сасанидского серебра – это лишь один эпизод, а вспомним чайный путь, который заканчивался Ирбитской ярмаркой, а буддийские коллекции… Кроме того в нашем регионе есть крупные коллекционеры восточного искусства очень достойного уровня, и фарфор и японское укие-э и китайские клуазоне, много чего, с выставками в таком музее, даже на региональном уровне не было бы проблем. Ну, и безусловно, восточная культура внутри нашей страны тема тоже очень плохо развитая, а ведь Россия включает в себя восток, вам не нужно ехать в Тибет чтобы прикоснуться, например, к буддийской культуре – достаточно посетить Бурятию, там вы найдете много интересного и уникального, в том числе в бурятских музейных собраниях. Самое главное, что у публики есть интерес к этой теме, об этом можно судить, например, по постоянным посещениям лектория "Orientalica", который уже 7 лет проводит в Екатеринбургском музее изобразительных искусств мой коллега – Сергей Винокуров.

Вопрос АМЕ. Если не готовы посвятить себя созданию музея "Сасанидское серебро на Урале" (например, потому что не видите практической ценности создания подобного музея), то, может быть, готовы приложить усилия для создания и развития в Екатеринбурге эксклюзивной сувенирной линейки "сасанидское серебро" — для усиления привлекательности туристического имиджа Урала?

В.В.Деменова. Так сложилась судьба, что у меня был опыт работы в брендинге, поэтому с маркетингом и продвижением различных проектов я сталкивалась не понаслышке. Сейчас в университете преподаю кроме различных курсов по искусству Востока, предмет "Продвижение культурных проектов". Поэтому не могу относиться к данному вопросу исключительно с патриотических или эмоциональных позиций. Да, у нас, как и во многих регионах есть проблема с сувенирной продукцией, хотя после появления магазина в Ельцин-центре стало лучше, - есть дизайн и идеи за которые теперь не стыдно. Что касается музеев и продвижения нашего культурного наследия в целом (например, конструктивизма) с помощью сувенирки, то дело не только в правах собственности на изображения, дело - в незрелости рынка. На сегодняшний день, чтобы любому музею сделать недорогую и достойную по дизайну и концепции продукцию, нужно жизнь положить – свободные деньги на хорошие тиражи, точное попадание в целевую аудиторию, учет сезонности и разработка линейки, т.е работа хорошего маркетолога, дизайнера и еще пары профессионалов, которые стоят недешево. Ясно, что для музея это просто невозможно, особенно первый пункт – свободные деньги и не разово, а постоянно. Поэтому пока в России и на Урале в частности мы видим абсурдную ситуацию: музеи готовы, публика ждет и готова платить, есть хорошие дизайнеры и свежие идеи, а продукции нет, поскольку экономического и юридического механизма не создано. Но я как и большинство наших коллег не теряю оптимизма и по этому поводу тоже, поэтому ежегодно кто-то из группы культурологов или социально-культурных деятелей отрабатывает эту тему в качестве студенческого проекта. Будут профессиональные кадры, созреет и рынок.

Ассоциация музеев Екатеринбурга сердечно благодарит В.В.Деменову за любезный отклик и участие в проекте "ЭКСКЛЮЗИВ от АМЕ"!

Фото - из личного архива В.В. Деменовой и из свободного доступа в сети

Интерьвью на сайте АМЕ

СТУДЕНТЫ-ИСКУССТВОВЕДЫ СОЗДАЛИ ДВА АУДИОГИДА ПО НАСЛЕДИЮ Б.У. КАШКИНА

Студенты кафедры истории искусств и музееведения Уральского гуманитарного института УрФУ разработали два аудиогида по музею Б.У. Кашкина и пеший маршрут «БуКаШествие».

Маршрут по музею включает воспоминания друзей Б.У. Кашкина и смешные истории из его жизни, а пешеходная экскурсия по городу охватывает посещение пространств, имеющих большое значение не только для развития творчества отдельно взятого художника, но и всей художественной культуры Екатеринбурга.

Разработанные экскурсии опубликованы на портале izi.travel и ориентированы на самостоятельных путешественников. Они являются хорошим способом рассказать о музее и наследии известного художника не только жителям города, но и иностранным туристам.

«Со студентами мы хотели не просто создать аудиогиды, но и научиться рассказывать о художественных явлениях интересно и увлекательно. Большое количество качественного культурного контента делает наш город привлекательнее для туристов», — объясняет преподаватель кафедры истории искусств и музееведения и специалист Центра развития туризма Свердловской области Виктория Жданова.


Материал с сайта УрФУ: https://urfu.ru/ru/news/42906/

АУДИОГИДЫ ПО МУЗЕЮ Б.У. КАШКИНА: 
HTTPS://IZI.TRAVEL/RU/3349-MUZEY-B-U-KASHKINA/RU

 

АУДИОГИД ПО ТРОПЕ Б.У. КАШКИНА: 
HTTPS://IZI.TRAVEL/RU/3CCA-BUKASHESTVIE/RU

Новый городской экскурсионный маршрут Екатеринбурга!

16 сентября 2021, в день рождения Евгения Малахина/Старика Букашкина в Музее его имени в УрФУ (пр. Ленина, 51, цокольный этаж) в 17.00 стартует новый городской экскурсионный маршрут «По следам и росписям Букашкина». Его автор и ведущая - Светлана Толмачева, журналист, экскурсовод Центра авторских экскурсий ЕКБгуляем.

Университетский Музей Б.У. Кашкина – отправная точка маршрута, в ходе которого его участники познакомятся с раритетами его коллекции, далее отправятся на улицу Толмачева, где находились в свое время две мастерские Народного дворника России, посетят двор, в котором сейчас идет восстановление росписей 1990-х года общества «Картинника». Затем желающие отправятся на Ленина 5, где можно увидеть обновленные нынешним летом росписи «Картинника», сфотографироваться на их фоне на Тропе Букашкина.

В городе осталось всего две локации с росписями, созданным  еще при жизни Букашкина. Одна из них, наиболее масштабная и разноплановая - во внутреннем дворе жилого комплекса по адресу Ленина, 5. Летом этого года там была произведена реконструкция части росписей Старика Букашкина и общества «Картинник». Появление их было инициировано в свое время самим Б. У. Кашкиным в 1999 году.  Росписи выполнены по мотивам досочек, книжек, открыток «Картинника» в примитивистской стилистике. Простые сюжеты, повествующие о любви к русскому языку, природе, животным, наполненные юмором и добротой, сопровождаются стихотворными текстами Б. У. Кашкина, чей образ неизменно присутствует в композициях. 

В 2007 году росписи на Ленина, 5 были обновлены силами картинников и волонтеров. Тогда же появилась идея создания «Тропы Букашкина»." Сейчас на Тропе Букашкина  установлена памятная доска с обозначением объекта.

Подробнее о Б.У.Кашкине / Е. Малахине, университетском музее и росписях в городе см. в альбоме: «Жив опять, привет, друзья!»: Музей Б. У. Кашкина в Уральском университете. (Изд. УрФУ, 2020)

Реконструкция Тропы Букашкина осуществлена руководством сотрудников Музея Б.У. Кашкина и Светланы Толмачевой в рамках проекта «Городские легенды» на основе архивных материалов Музея. В процессе реставрации приняли участие волонтеры, сотрудники Музея, преподаватели и студенты департамента искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ,  члены общества «Картинник» (большую помощь оказала Екатерина Шолохова), известный екатеринбургский художник Сергей Лаушкин, знамениты путешественник России (выпускник кафедры истории искусств) Владислав Кетов и др.

Краски, кисти и пр. материалы для работы были предоставлены компаниями МТС, Леруа Мерлен и Тиккурила.

Следующая экскурсия по Тропе Букашкина предполагается 25 сентября в 15:00.

Следите за дальнейшей информацией об экскурсиях на странице Центра авторских экскурсий и Музея Б.У. Кашкина.

Ридинг-группа для студентов УрФУ с Бехзадом Хосрави Нури

Нам не нужны альтернативы; нам нужны альтернативные представления о них

Ридинг-группа для студентов Уральского федерального университета с Бехзадом Хосрави Нури

20 сентября |  18:00
Ленина 51, УрФУ, аудитория 414
Чтения пройдут на английском языке с переводом, текст доступен на русском и английском языках. 

Уральская индустриальная биеннале и Уральский федеральный университет приглашают студентов факультетов истории искусств, культурологии и философии (и не ограничивается этим набором — приглашаем всех желающих) принять участие в ридинг-группе, модератором которой выступит художник и писатель Бехзад Хосрави Нури. Ридинг-группа пройдёт в рамках проекта Бехзада «Памятник Неизвестному Гражданину» в г. Асбест, включенного в программу арт-резидеций биеннале. 

Предлагаем обсудить текст философа и правоведа Боавентуры де Соуза Сантуша «Об эстетике эпистемологии Юга: Манифест в двадцати двух тезисах»: 

Боавентура де Соуза Сантуш утверждает, что в мире, который представляется нам несправедливым и лишенным альтернатив, альтернативы могут быть найдены в нас самих. Однако эти альтернативы дискредитируются или остаются незамеченными из-за господствующей системы мышления. И вместо альтернатив нам, таким образом, нужны новые способы мышления об альтернативах. С опорой на тезисы де Соуза Сантуша, мы предлагаем обсудить положение художника в обществе, политике и истории, а также попробуем представить альтернативные действия и возможности для эмансипации. 

Текст, предложенный к обсуждению, является частью книги «Знание, рожденное в борьбе. Создавая эпистемологии Глобального Юга» Боавентуры де Соуза Сантуша и Марии Паула Менесес. 

Текст на русском и английском доступен по ссылке регистрации на событие: https://uralbiennial.timepad.ru/event/1771545/  

Публичная программа 6-й Уральской биеннале проводится при поддержке Фонда президентских грантов. Программа арт-резиденций 6-й биеннале в Асбесте реализована при поддержке Посольства Швеции в Москве. Партнер мероприятия — Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина и Public Art Agency Sweden. 

Бехзад Хосрави Нури (р. 1976, Тегеран) живет в Стокгольме и Тегеране. Его исследовательская практика включает фильмы, инсталляции, а также архивные исследования. В его работах исследуются истории Глобального Юга, труда и средств производства, а также истории политических отношений, которые существовали в качестве контраргумента дихотомии восток-запад во время холодной войны. Он анализирует современную историю, чтобы вернуться к воспоминаниям за пределами границ сознания. Бехзад Хосрави Нури использует личный опыт как трамплин для установления посредством художественных исследований гипотетической взаимосвязи между личными воспоминаниями и значительными мировыми событиями, между микро- и макроисториями. В его работах особое внимание уделяется фильмам и историческим материалам, чтобы задать такие вопросы, как: что происходит с повествованием, когда оно пересекает границу? или каково будущее нашего коллективного прошлого?

https://www.instagram.com/behzad.khosravi.noori/ 

Фото: Владимир Селезнев

Всероссийская студенческая научная конференция «Процессы интеграции и дифференциации в мире: социально-гуманитарный аспект»

1-2 декабря 2021 года Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург) провёл Всероссийскую студенческую научную конференцию «Процессы интеграции и дифференциации в мире: социально-гуманитарный аспект».

Процессы интеграции и дифференциации, происходящие в обществе, можно наблюдать на протяжении всей истории человечества. Они определялись различными факторами и предпосылками и имели серьезные социально-гуманитарные последствия как локального, так и глобального характера.

Участникам конференции было предложено обсудить проблемы интеграции и дифференциации разных общностей, их причины и следствия, а также опыт их репрезентации и интеллектуальной рефлексии. 

Предметные области:

  • История
  • Искусствоведение, культурология, дизайн
  • Политология
  • Международные отношения
  • Социология
  • Психология и педагогика
  • Философия
  • Филология
  • Экономика

Конференция прошла в формате онлайн. Участие приняли студенты всех курсов и всех уровней обучения. Программа конференции включила в себя пленарное заседание, работу участников по секциям и панельную дискуссию.

По результатам работы конференции в ближайшее время будет подготовлен сборник тезисов с индексацией в РИНЦ. Отбор тезисов для публикации будет проводиться экспертной комиссией.

Выставка Владимира Холостых «Отражения. Искажения. Иллюзии»

Новый выставочный сезон Центра современной культуры открылся экспозицией легендарного свердловской фотографа, имеющего международное признание – Владимира Холостых.

Владимир Иванович Холостых (род. 1936) – один из “пионеров” уральской художественной фотографии. Мастер прошел большой путь от любителя до профессионального фотохудожника.

Химик по оразованию, он уже в 1970-е гг. был руководителем легендарного объединения «Фотохроника - УПИ», а также членом фотостудии «Товарищ» при Дворце культуры Урал, делал фотографии для сатирической газеты «БОКС» (Боевой орган комсомольской сатиры). Холостых всегда экспериментировал с преображением кадров, даже читал в лекции о специальных методах обработки фото. Его занятия фотографией в эти годы были очень успешны: в 1974 году снимки Холостых опубликовало чешское ревю «Фотография», тогда же на 25-м Салоне цветных слайдов в Нью-Йорке он вошёл в число десяти лучших фотографов и получил почётный диплом.

С 1989 года он многие годы преподавал в Уральской архитектурно-художественной академии (ныне УрГАХУ) на кафедре дизайна интерьера: руководил студией фото-дизайна, проводил занятия по фотографии.

Член Союза дизайнеров России и Союза фотохудожников России, участник международных выставок в Югославии, Германии, Англии и США, Холостых публиковал свои работы в журналах «Фотография», «Hasselblad Forum», «Design Journal», «Сибирский Успех».

На выставке представлено 50 работ, созданных уральским фотографом в 2000-2010-е годы. В них он отходит от достоверности и документальности, свойственной его фотографиям 1970-1990-х годов, и, используя цифровые, технологии создает изображения, близкие абстрактным идеям и образам.

Излюбленными в эти годы у мастера стали мотивы отражения, искажения, иллюзий. Они разного происхождения и смысла: иногда это своеобразные калейдоскопы зеркальных поверхностей современных зданий, включающие в себя причудливые узоры и элементы окружающего мира; иногда в фокусе фотографа – природные формы, запечатленные в измененном состоянии, отличающемся от реального. Трансформации происходят с цветом, формой, объемом, линейным силуэтом. Художник остро подмечает естественные, природные изменения предметов, пейзажей, рождающиеся без вмешательства человека. Они сменяются городскими кадрами, в которых автор сознательно совмещает совершенно разные формы, выявляя их странность и случайность, будь то обыкновенный перец или старое дерево. Отдельный цикл фотохудожника посвящен макросъемке обычных капель, превращенных с помощью особых приемов в абстрактные композиции.

Выставка стала дебютным кураторским проектом студентки 4 курса кафедры истории искусств и музееведения Ники Фейгиной, специально занимающейся изучением творчества одного из крупнейших мастеров уральской фотографии.

На открытии киновед и историк фотографии, преподаватель департамента искусствоведения, культурологии и дизайна Алексей Новиков затронул значимую проблему осмысления фотографии как вида искусства:

«Фотография - искусство настолько мощное, настолько емкое, что многие ее аспекты еще только предстоит освоить. Одним из первоткрывателей ее языка, средств выразительности и является Холостых.

Старайтесь понимать эти плоскости с точки зрения того, есть ли в них таинственность, метафора, иносказание. Смысл выразительности фотографии состоит в том, чтобы открывать метафору не благодаря фантазии, а благодаря умению обнаружить эту метафоричность в самой реальности».

В рамках выставки запланированы лекции-обсуждения А. Берковича, А.В. Новикова. Следите за новостями в соцсетях Центра современной культуры.

Над выставкой работали: Тамара Галеева, Любовь Копосова, Вероника Подрядова, Ника Фейгина, Полина Шеломенцева. В создании экспозиции приняли участие Иван Изман, Александр Гудовщиков

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ФАКУЛЬТЕТА ВОЗГЛАВИЛИ ПРОЕКТЫ САМЫХ КРЕАТИВНЫХ УЧЕНИКОВ УРАЛЬСКИХ ШКОЛ!

21 мая 2021 состоялась итоговая защита проектов школьников в рамках конкурса по МХК «Грани». На протяжении месяца ребята создавали совместно с кураторами-преподавателями Департамента искусствоведения, культурологии и дизайна научно-исследовательские работы.

Участники конкурса познакомились с основными аспектами подготовки культурологических и искусствоведческих исследований, а также получили опыт создания своих первых научно-исследовательских работ.

В рамках итоговой защиты участники представали два групповых проекта:

1. Маска в эпоху пандемии: практические и символические аспекты. Руководитель проекта - Мария Владимировна Капкан, доцент кафедры культурологии и социально-культурной деятельности.

2. Дюссельдорфская школа: традиции и современность. Руководитель проекта - Вера Владимировна Авдеева, доцент кафедры истории искусств и музееведения.

Жюри конкурса отметили достойный уровень подготовленности проектов и высокий уровень знаний участников в исследуемой ими теме.

От лица всего Департамента искусствоведения, культурологии и дизайна хотим выразить огромную благодарность каждому участнику конкурса «Грани», а также их замечательным преподавателям!

Будем ждать вас вновь в следующем году!

НОЧЬ МУЗЕЕВ-2021 В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

15 мая 2021 в рамках всероссийской акции в Уральском гуманитарном институте УрФУ прошла очередная Ночь музеев, ежегодно принимающая в стенах университета тысячи посетителей. В том году музейной инициативе в Екатеринбурге исполнилось пятнадцать лет, четырнадцать из них университет полноценно и масштабно в ней участвует, каждый год превращая здание на Ленина 51 едва ли не в самую большую выставочно-просветительскую площадку города (задействованы обычно все 4 этажа).

Выставочную и культурную программу Ночи музеев 2021 разработали и провели сотрудники Центра современной культуры и студенты разных направлений департамента искусствоведения, культурологии и дизайна – такова многолетняя традиция совместного творчества. Формы представления музейно-экспозиционных ресурсов департамента разнообразны: медиаторские экскурсии, мастер-классы, данс-перформанс, квест-графика, кинопоказ, а также музыкальный концерт.

Студенческие экскурсии проходили каждый час в пяти выставочных пространствах: от Музея Б.У.Кашкина, где зрители смогли познакомиться не только с легендарным Стариком, но и с инсталляцией челябинской художницы Ольги Гражданкиной «Теперь только вчера». В холле перед музеем студенты-искусствоведы второго курса представили выставку «НЕличнось» (создана ими под руководством известного екатеринбургского фотографа Сергея Рогожкина), в которой показали себя не только фотографами, но и кураторами, медиаторами.

Далее, преодолевая лестничные пролеты и останавливаясь периодически для того, чтобы послушать классическую музыку в исполнении учащихся Уральской специальной музыкальной школы-колледжа, посетители попадали в выставочный зал ЦСК на четвертом этаже, где их ждала знаменательная вставка «Золотой век уральской графики», подготовленная совместно с детской художественной школой им. Г. Метелева и частными коллекционерами Екатеринбурга и Нижнего Тагила.

Студенты-экскурсоводы знакомили зрителей с техникой графических произведений, материалами и средствами художественной выразительности, а те, в свою очередь, тренировали молодых специалистов, задавая им сложные вопросы. Отдельный зал был посвящен графике известного уральского художника Виталия Воловича. В нем демонстрировалось знаковые произведения автора из коллекции галереи Синара Арт, сравнение которых друг с другом, приводило зрителей в восторг и непонимание: как же художник может быть столь многогранным?

В связи с графической выставкой для посетителей был подготовлен квест, участники которого получили массу положительных эмоций, отгадывая ребусы, составляя из пазлов изображения гравюр великих мастеров прошлого, а также самостоятельно, из предоставленных организаторами деталей, собирая макет печатного станка. Последнее задание оказалось столь привлекательным (получалась объемная модель настоящего офортного или литографского станка), что некоторые «собиратели» пытались забрать станок с собой, чтобы собирать и разбирать его дома!

На мастер-классе Марии Платоновой по монотипии, каждый из участников на некоторое время превращался в художника-графика и создавал свою собственную работу в уникальной технике монотипии. С мастер-класса уходили с улыбкой на лице и собственным маленьким шедевром в руках!

Перформанс «Экология пространства», созданный студентами хореографического направления Гуманитарного университета, никого не оставил равнодушным! Он вызывал противоречивые эмоции: сначала непонимание ‒ зрители озирались по сторонам, перешёптываясь и вопрошая: «А что же здесь происходит?», а потом… Еще больше непонимания! Казалось, что чем дольше проходит эта акция, тем больше и больше недоумевают наши посетители, однако кульминация, разрешающая все возникшие вопросы и собирающая весь образ, привела в восторг абсолютно всех без исключений!

За пять часов (с 18.00 до 23.00) Ночь музеев в УрФУ посетили около 1500 человек, большей частью – молодых, проявивших большую заинтересованность в университетском ежегодном событии. А для студентов-создателей Ночи музеев, этот крупный и серьезный проект городского масштаба, стал реальной пробой сил, опытом участия в формировании культурной среды Екатеринбург, приобщения к современным художественным практикам.

СМОТРИТЕ ПОЛНЫЙ ФОТООТЧЕТ С НОЧИ МУЗЕЕВ 2021 В ГРУППЕ ВКОНТАКТЕ

АФИША ВЫСТАВКИ ЦСК СТАЛА ЛАУРЕАТОМ КОНКУРСА "ЛУЧШАЯ МУЗЕЙНАЯ АФИША ГОДА - 2020"

Центр современной культуры Департамента искусствоведения, культурологии и дизайна УГИ УрФУ стал лауреатом престижного конкурса "Лучшая музейная афиша года - 2020", проводимого Ассоциацией музеев Екатеринбурга.

Афиша персональной выставки Юлии Симаковой «Воспитание чувств/ L'éducation sentimentale», которая проходила в стенах УрФУ на пр. Ленина, 51, 4 этаж с 28 февраля по 30 марта 2020 г., стала лауреатом в номинации «Лучшая АФИША постоянной / временной музейной экспозиции».

В конкурсе участвовали 62 музея из Екатеринбурга, Москвы, Архангельска и других городов России.

В этом году в Центре современной культуры из-за введенных на территории Свердловской области ограничений состоялось всего два выставочных проекта, но как показал опыт, один из них заслужил самой высокой оценки профессионального жюри, состоящего из руководителей ведущих культурных институтций Екатеринбурга.

Департамент выражает благодарность автору победившей афиши - Марии Сенцовой, выпускницы бакалавриата направления "История искусств" 2020 года.

Также благодарим Ассоциацию музеев Екатеринбурга и лично председателя Ассоциации и жюри конкурса Ларису Викторовну Петрову за предоставленную возможность участия в конкурсе!

БОЛЬШОЙ ГОРОДСКОЙ ПЛЕНЭР 2020

5 сентября 2020 г. Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ четвертый раз организовал Большой Городской Пленэр. В Харитоновском парке вновь собрались люди, неравнодушные к творчеству и изобразительному искусству, те, кто любят учиться новому, узнавать интересное и умеют видеть прекрасное.

В четырёх шатрах в режиме нон-стоп проходили мастер-классы, в которых участвовали люди разных возрастов. За время пленэра было проведено 16 мастер-классов по работе в самых разных художественных техниках. На многих мастер-классах гости пленэра учились создавать трендовые вещи своими руками. Участники проекта «Ярмарка интересов» вместе с посетителями расписывали шопперы, дизайнер творческой мастерской "Оригами" Елена Сидельникова мастерила декоративные полигональные фигуры, а создатель студии фитодизайна «TRAVA» Владыкина Виктория рассказывала об экодизайне и проводила мастер-класс «Фитооткрытка своими руками». Конечно же, мастер-классы пленэра обучали навыкам создания пейзажа с помощью различных техник и художественных материалов. Ведущими таких мастер-классов стали члены Союза Художников России: Александр Бартов учил письму пейзажа акварелью, Полина Кудашева - маслом, а Дмитрий Федорович Крель - средствами графики. Члены союза художников Елизавета Нетреба, Татьяна Михайловна и Александр Владимирович Степановы учили работе сухой и масляной пастелью. Художник Арт-галереи «КУЛЬТУРА» Юлия Пильникова провела уникальный мастер-класс «Городская картина маслом», на котором все желающие поучаствовали в создании пейзажа Харитоновского парка. (Куратор площадки мастер-классов - студентка 3 курса Вероника Платонова).

Как всегда, на пленэре был организован лекторий. На одних лекциях профессионалы делились своим опытом работы в сфере искусства – Мария Конторович, российский драматург и режиссер, рассказывала. как нужно писать пьесы, а Андрей Колоколов, сооснователь фестиваля Stenograffia и Анна Клец – продюсер, руководитель волонтерского движения «Город рисует сам себя» - о значимости искусства для единой коммуникационной среды города. Дарья Черкасова, выпускница нашего факультета, научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств, разводила границы между популярным искусством и китчем. Темы лекция объединяла их предназначенность для людей, стремящихся углублять свои знания в различных областях культуры и искусства. Одной из тем лекций стало «Рождение театра в Екатеринбурге» о нём слушателям рассказал театральный продюсер Денис Лебединцев. А Евгений Попов, кандидат культурологии, доцент Департамента искусствоведения, культурологи и дизайна УрФУ,прочитал лекцию «Предпоследний поэт деревни. Сергей Есенин и русская культура на переломе эпох» . (Куратор площадки лектория - студент 3 курса Влад Лебединцев).

В этом году впервые Пленэр представил зеркальные арт-объекты, которые были объединены в серию под названием "Цикл жизни". В серию вошли следующие объекты: "Солнечные зайчики", "Зеркальный человек", "Автопортрет" и "Зеркало прошлого вида". Каждый из арт-объектов характеризовал соответствующий период в жизни человека: детство, юность, зрелость и старость Разработкой концепции арт-объектов занимались кураторы площадки, студенты 3 курса Дарья Тимошина, Лев Зелях и Елизавета Агеева. Над созданием "Зеркального человека" работал художник Влад Булатов, над "Зеркалом прошлого вида" студентка направления "Промышленный дизайн" УрФУ Полина Некрасова. Арт-объекты "Солнечные зайчики" и "Автопортрет" разработчики концепции собрали самостоятельно. Кураторы площадки провели 5 экскурсий по арт-объектам, на каждую из которых собиралась целая экскурсионная группа. Гости предлагали свои трактовки объектов, что подталкивало на размышления и дискуссию. Арт-объекты дали возможность поговорить о том, что важно и касается каждого, а также стали фотозоной для гостей.

Зона поэзии также пользовалась большой популярностью. Любимые стихи прочитали не только зарегистрированные участники, но и обычные зрители: люди выходили и читали от души любимые стихи. Фишкой поэтической зоны стал поэтический баттл от «Профсоюза Вобла». Гости увидели поэтическую битву Леонида Черного против Никиты Жданова и Дмитрия Шамшурин против Димы Харламова.. Парни поражали толпу зрителей своими броскими наречия и дерзкими тексты о настоящем и не отпускали интригу до конца выступления (Кураторы поэтической зоны – студентки 3 курса Елизавета Усенкова и Юлия Пелих).

Ещё одной площадкой Пленэра стала выставка-проект «Куда уходят облака?», которую создал студент 3 курса Артем Белоусов. Проект впервые увидел свет и нашёл отклик в душах зрителей. Выставка представляла собой экспозицию картин с облаками с интерпретациями от Артёма. Гостям пленэра предлагалось нарисовать свои картины и рассказать, куда же уходят их облака. Возможность нарисовать картины очень увлекла маленьких гостей пленэра, вместе с родителями они рисовали картины с облаками, а после отвечали на тот самый вопрос: «Куда уходят их облака?». Дети и взрослые думали о небе и мечтательно рассуждали. Создатель проекта Артём говорит, что именно в этом заключалась цель его проекта. Сейчас работы гостей публикуются в инстаграмме проекта.

Гости пленэра снова стали зрителями перфоманса «Ожившие полотна». В этом годе танцоры эмоционально и экспрессивно представили картины знаменитых художников: «Весну» Сандро Боттичелли, «Танец» Анри Матисса и «Влюблённые» Рене Магритт. (Постановщик – Юлия Богуш, танцоры: Юрий Выморозко, Татьяна Лукутина, Юлия Усольцева, Максим Тычков, Светлана Сергеева, Полина Сеченова, Ирина Мотовилова, Денис Некрасов) У зрителей захватывало дух от концентрата таинственной красоты перфоманса. (Куратор площадки – студентка 3 курса Алёна Ильиных)

В течение всего пленэра звучала живая музыка. В ротонде играли молодые екатеринбургские группы разных музыкальных стилей и направлений, а именно Cups & spoons, sonyaprosti, Pink glasses, Шамшурин, VIQ, DeLight, кавер группа "Феникс". (Куратор площадки живой музыки – студентка 3 курса Софья Войнович)

Творческий маркет порадовал посетителей большим выбором уникальных изделий, сделанных руками талантливых мастеров. Мастерская ELEGANCE floristics представила флористические украшения, Школы керамики "Гончарка" керамические изделия, дизайнер творческой мастерской «Оригами» - полигональные наборы, студентка УРФУ Полина Ямина – декоративные подушки в виде лам, сумки-шопперы с ручной вышивкой и детские рюкзачки, Арина Воробьева, так же студентка УРФУ - шопперы (эко-пакеты) (Куратор творческого маркета – Григорий Поляков).

На протяжении всего дня особую творческую атмосферу пленэра поддерживали художники и любители порисовать. Они создавали свои пейзажи на берегу пруда и радовали посетителей пленэра своими работами.

Организаторами Большого Городского Пленэра стали студенты 3 курса Департамента искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ. Они вложили огромное количество усилий в организацию Пленэра. Вот как комментирует итог этой работы куратор проекта Леся Марчевская: «Большой̆ городской̆ пленэр - это не только невероятно красивый̆ и насыщенный̆ праздник в Харитоновском парке. Это огромная работа, которую многие не видели. И самая лучшая награда за наш труд - это заполненные творческими людьми шатры Мастер-классов, это Ваши фото и видео в социальных сетях, это горящие глаза тех, кто пришёл к нам впервые и тех, кто уже стал постоянным гостем нашего пленэра. Все это говорит о том, что наша работа прошла не зря и что мы можем и будем расти и удивлять, поражать и вдохновлять Вас ещё и ещё. Дальше-больше!»

ВЫРАЖАЕМ ИСКРЕННЮЮ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПОМОЩЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЕКТА

Нашим партнерам: Отделу культуры г. Екатеринбурга, Джаз-клубу "EverJazz, сайту Культура.Екатеринбург.рф, новостному паблику во вк «Типичный Екатеринбург»

Ведущим мастер-классов: творческой группе «Сумчатые» от «Ярмарки интересов», свободному художнику Дарине Матвеевой, дизайнеру творческой мастерской «Оригами» Елене Сидельниковой, Школе керамики «Гончака», членам союза хужожников: Татьяне Михайловне Степановой и Александру Владимировичу Степанову, Александру Бартову, Елизавете Нетреба, Полине Кудашевой, Дмитрию Крель основателю дизайн студии фитодизайна «TRAVA» Виктории Владыкиной, Информационному культурному центру «Япония», Арт-галерее «Культура», руководителю студии "Рисовать? Легко!" Татьяне Плаксиной, Омскому художнику-импрессионисту Сергею Прохорову, RakovGallerу, практикующим фотографам Ксении Казакевич и Нике Фейгиной.

Лекторам: лекторам Дарье Черкасовой, Анне Клец и Андрею Колокову, Марии Конторович, Денису Лебединцеву

Творческой группе арт-объекта: Елизавете Агеевой, Дарье Тимошиной, Льву Зелях, Полине Некрасовой, Ольге Ломакиной, Александре Постниковой, Кристине Белоноговой, Варваре Шобуховой, Евгению Орлову, Пэн Кань Лянь.

Танцорам: Юрию Выморозко, Татьяне Лукутиной, Юлии Усольцевой, Максиму Тычкову, Светлане Сергеевой, Полине Сеченовой, Ирине Мотовиловой, Денису Некрасову, постановщику Юлии Богуш.

Участникам поэтической зоны: Профсоюзу «Вобла», Ивану Чернышеву, Анне Севастьяновой, Юрию Ноздрину, Ульяне Шестериковой, Константину Карелину.

Музыкальным группам: Cups & spoons, sonyaprosti, Pink glasses, Шамшурин, VIQ, DeLight, кавер группа "Феникс"

Участникам творческого маркета: Арине Фурса, Анатолию Фурсе, Елена Сидельниковой, Творческой мастерской «Оригами», Яминой Полине, Школе керамики «Гончарка»

Если вы не были на Большом городском пленэре, можете увидеть как это было в соц. сетях мероприятия:

Подробнее узнать о мероприятиях в рамках Большого городского пленэра можно на сайте: https://plenair.tilda.ws

А если вы захотели стать участником команды Большого городского пленэра 2021 - будем рады видеть вас! Пишите нам в личные сообщения группы ВКонтакте!

Фото: Илья СафаровЕлизавета ВеретенниковаМихайлова АленаИрина ДьячковаСоня Яковлева

20-22 ОКТЯБРЯ 2020 ПРОШЛА II МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА»

20–22 октября 2020 года прошла II Международная конференция «Вопросы экспертизы в области культуры, искусства и дизайна», организованная Департаментом искусствоведения, культурологии и дизайна УГИ УрФУ.

В ней приняли участие российские и зарубежные ученые, преподаватели вузов различных регионов, практики. Четко фиксированная тема позволила собрать всех, кто заинтересован в обмене опытом в сфере экспертной деятельности, совершенствовании ее понятийного аппарата и методик. Междисциплинарный характер конференции усилил продуктивность общения специалистов хотя и близких, но во многом различающихся между собой отраслей.

Уже на пленарном заседании была отмечена возрастающая роль экспертных гуманитарных сообществ в музейных, городских, образовательных процессах, а также расширяющийся спектр решаемых ими вопросов, от атрибуции до этики профессии, от фиксации новых социокультурных феноменов до исследования факторов их развития.

В пленарном заседании конференции приняли участие заместитель директора по научной работе ГМИИ им. А. С. Пушкина, профессор Факультета истории искусств Европейского университета в С.-Петербурге И. А. Доронченков и ведущий научный сотрудник сектора актуальных проблем современной художественной культуры Российского института истории искусства Е. П. Яковлева. Они поделились опытом проведения доказательной, научно обоснованной искусствоведческой экспертизы, позволяющей реконструировать определенные художественные процессы.

О. И. Сапанжа, профессор кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А. И. Герцена (С-Петербург), представила опыт культурологической экспертизы и интерпретации советского тиражного фарфора 1940–60 гг. в контексте повседневной культуры того времени.

Президент Национального Института Дизайна, доктор искусствоведения Ю. В. Назаров обозначил в докладе на пленарном заседании культурные детерминанты формообразования в неоднозначном дизайне столь сложных промышленных изделий, как роботы.

Работа секций конференции проходила по трем направлением – экспертиза социокультурных процессов, новые подходы к искусствоведческой экспертизе, методы экспертизы в дизайне. По итогам конференции, наиболее острыми для сообщества проблемами были выделены неопределенности статуса эксперта в ряде отраслей, а также отсутствие необходимых методик и системного категориального аппарата. Эти темы станут основными для следующих встреч ученых.

По итогам конференции будет выпущен сборник научных статей.

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ ИСКУССТВ УРФУ И НИУ ВШЭ ОТМЕЧЕН ОКСФОРДСКИМ ФОНДОМ​

Формирование российских коллекций восточного искусства является крайне малоизученным явлением. Многие коллекции не описаны и по ним не проведены даже первоначальные исследования, а вопрос путей попадания таких предметов в Россию исследовался крайне отрывочно. С целью заполнить этот пробел, 30 июля 2018 года в Екатеринбурге был запущен научно-исследовательский проект, ориентированный на преподавателей и студентов НИУ ВШЭ и УрФУ (в том числе и на стипендиатов ОРФ) - «История коллекционирования искусства Востока: Выявление собраний чаеторговцев в коллекциях региональных музеев России». Наибольший интерес проект представляет для магистрантов УрФУ по программе «Искусство России: на границах Востока и Запада».

Авторы проекта:

  • Анна Валентиновна Гусева , PhD (Токийский университет), доцент НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства» Школы исторических наук, НИУ ВШЭ
  • Виктория Владимировна Деменова, кандидат искусствоведения, директор департамента "Факультет искусствоведения и социокультурных технологий" УрФУ

В ходе проекта участниками были проведены натурные исследования коллекций керамики и фарфора из Китая и Японии в фондах музеев Екатеринбурга  (Екатеринбургский музей изобразительных искусства, Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е. Клера), а так же материалов Восточной коллекции Ирбитского историко-этнографического музея. Организаторы отмечают большой интерес к проекту со стороны музейных работников и благодарят их за содействие.

В ходе исследования был собран фото-материал и некоторые данные о поступлениях объектов в музеи, которые позволяют уже точнее идентифицировать объекты и проанализировать пути попадания этих объектов в коллекции. На следующем этапе реализации  проекта планируется интенсивное участие студентов, в том числе стипендиатов ОРФ, в обработке и анализе собранного материала, а также проведение конференции по теме проекта.

Удачным дополнением к исследовательской работе стала открытая лекция А.В.Гусевой «Японский сад после 1868 года: в поисках нового языка», организованная в Екатеринбурге.

Материал и фото с сайта Оксфордского фонда в России

Ночь музеев в Уральском федеральном (ежегодный проект)

Уже 11-й год подряд наш факультет искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ является одной из интереснейших площадок акции "Ночь музеев". Акция 2019 года прошла в ночь с 18 на 19 мая. Главная тема Европейской Ночи музеев - «Элементы». Фактически, это все, что нас окружает. В Екатеринбурге же выделили два основных направления: Театр и юбилей Павла Петровича Бажова. Конечно, против Бажова мы ничего не имеем, но центральным персонажем Ночи музеев в УрФУ 2019 стал старик Б.У.Кашкин, он же Евгений Малахин. Театр, конечно, стороной не обошли. Студенты факультета подготовили для зрителей несколько выставочных пространств, кинозал, спектакли, перфомансы, мастер-классы, камерные чтения и даже своп-вечеринку.

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ "НОЧЬ МУЗЕЕВ В УРФУ 2019"

 

Событие Место проведения
Выставка бук-арта «Художник и поэт» Музей Б.У. Кашкина (цокольный этаж)
Выставка «Самслушатель, самзритель» Центр современной культуры (4 этаж)
Выставка победителей конкурса «Фотоэксперимент» Медиатека (ауд.413а)
Своп-вечеринка ауд.014 (цокольный этаж)
Кинозал Актовый зал (3 этаж)
Solo-art Фойе 2 этажа
Поэтическо-пластический перфоманс "Словом можно…" Центр современной культуры (4 этаж)
Бука-лабиринт Перед главным входом в университет
Мастер-класс для детей Ауд.413 (4 этаж)
Бука-шествие Тротуар перед главным входом в университет
VR-проект Арт-дуэт «Музей вечно играющих аттракционов» Ауд.412 (4 этаж)
Гримерка Балкон Медиатеки (ауд.413а, 4 этаж)
Камерные чтения Ауд.429 (4 этаж)
Галерка Фойе 2 этажа
Симфония Актовый зал (3 этаж)
Выставка фоторабот студентов 2 курса Фойе цокольного этажа

ДНК культуры

18 апреля 2017 в Центре современной культуры УрФУ состоялось долгожданное открытие проекта «ДНК Культуры», подготовка которого велась студентами Департамента искусствоведения и социокультурных технологий на протяжении семи месяцев. Экспозиция стала результатом совместной деятельности команды проекта и представителей разных традиций и культур, принявших участие в её создании.

Кульминацией проекта является коллективная фотоинсталляция, представляющая собой масштабный рисунок молекулы ДНК. Работа выполнена из фотографий, на которых запечатлены наглядные образы культур Запада, Востока и России. Свои снимки с визуальными кодами культуры в качестве экспонатов для инсталляции мог предоставить любой желающий. География присланных фотоматериалов получилась обширной, на вопрос, что для них культура, что является символом культуры вашей страны, кураторы получили фото-ответы от жителей 18 стран мира: Японии, Венесуэлы, Колумбии, Бангладеша, Франции, Бразилии, Мексики, Конго, Азербайджана и многих других государств.  Общее количество полученных визуальных символов культур составило около 3500 снимков.

По словам директора Департамента искусствоведения и социокультурных технологий и куратора выставки Виктории Деменовой, целью проекта было создание коллективного художественного высказывания о феномене культуры как о едином духовном потоке, вбирающем в себя все многообразие индивидуальных и геокультурных особенностей: «Все человечество связано между собой на уровне ДНК, каждый из нас несет в себе информацию об истории развития всего человечества и одновременно является индивидуальностью. Поэтому такая аналогия рождается сама собой: культура «прошивает» собой самые разные страны и народы, и как и в формуле ДНК – каждый из нас несет в себе культуру всего человечества и каждой страны в отдельности, с ее конкретикой, милыми сердцу особенностями».

Главные темы фотоинсталляции развиваются в одноименном видео, представленном публике на открытии, созданном специально для проекта. «ДНК Культуры» - это многостороннее исследование, разным аспектам культуры посвящены пять инсталляций, созданных художниками и студентами: «Лес культуры», «Алфавит», «Точка на карте», «Порядок вещей», «Артефакт». Каждая из них раскрывает одну из проблем понимания и исследования понятия и феномена культуры.

На открытие проекта побывали студенты творческий вузов города, представители культурной сферы города и жители Екатеринбурга, а также иностранные студенты принявшие участие в проекте. С дружественным приветствием выступила Инна Анатольевна Ахьямова (ректор ЕАСИ) и Владимир Евгеньевич Третьяков (экс-ректор УрГУ), на протяжении долгого времени помогавший становлению факультета. Посетителям выставки был представлен поэтический перформанс, созданный специально для мероприятия. Кроме того просмотр выставки сопровождался импровизацией на народных инструментах разных культур от студентов департамента Тимофея Чаплюка и Дмитрия Тетушкина.

Экспозиция «ДНК Культуры» центра современной культуры факультета искусствоведения и социокультурных технологий УрФУ стала одним из пяти лауреатов-победителей XIV городского конкурса «Лучший музейный проект года — 2017».

Экспозиция, подготовленная студентами и сотрудниками университета, победила в номинации «межнациональное и международное взаимодействие». Всего жюри конкурса выбрало семь лучших проектов из 25. Церемония награждения состоялась 7 декабря 2017 в Музее истории Екатеринбурга. http://art-urgi.urfu.ru/index.php/dostizheniya-%7C%7C-prepodavateley-i-studentov/luchshij-muzejnyj-proekt-goda-2017-12-08.html 

Система Orphus