История искусств

Проекты студентов:

Доцент кафедры истории искусств и музееведения выступила куратором выставки в Санкт-Петербургском горном университете

Доцент кафедры истории искусств и музееведения Людмила Алексеевна Будрина выступила куратором новой выставки в Горном музее Санкт-Петербургского горного университета

В Кадетском зале Горного музея Санкт-Петербургского горного университета Екатерины II состоялось открытие выставки «Камнерезное искусство Урала. Античность», на которой впервые широкой публике были представлены четыре произведения.

Проект открывает новый этап сотрудничества Горного музея и Фонда семьи Шмотьевых, предоставившего на выставку из своей коллекции произведения мастеров Студии камнерезного искусства «Святогор».

Выставка начинает серию проектов, посвященных современному камнерезному искусству Урала. Представленные в этот раз экспонаты объединяет тема античности, произведения знакомят с образами Зевса, Александра Македонского, Ники и Геракла. Все представленные работы впервые впервые демонстрируются публике.

На открытии присутствовали ректор Горного университета В.С. Литвиненко и учредители Фонда поддержки культуры и искусств семьи Шмотьевых – С.Ф. Шмотьев и А.С. Шмотьев, а также проректора и деканы университета.

После открытия для всех желающих состоялась лекция кандидата искусствоведения, доцента Уральского федерального университета Л.А. Будриной на тему «Античная традиция полихромной скульптуры и камнерезное искусство».

Фото: Татьяна Буторина, «ФедералПресс»

Представители кафедры истории искусств выступили кураторами новой выставки в крупнейшем художественном музее Урала

В экспозиции представлены произведения первого частного завода Франца Гарднера и полутора десятков фарфоровых предприятий, открывавшихся на протяжении XIX века. Среди них – знаменитые заводы Батенина и Попова, редкие ранние предметы живописной мастерской князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, отдельные образцы продукции заводов А.М. Миклашевского и братьев Корниловых , а также многочисленных и порой неизвестных заводов Гжели.

Завершает экспозицию рассказ о деятельности представителей семьи Кузнецовых, в частности – о создании Матвеем Сидоровичем Кузнецовым в последней трети XIX века «фарфоровой империи», известной как «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий».

Кураторами выставки выступили:
Анна Афанасьева – старший научный сотрудник ЕМИИ, магистрант кафедры истории искусств и музееведения
Сергей Винокуров – кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения УрФУ, старший научный сотрудник ЕМИИ

К открытию выставки было выпущено небольшое научное издание, обзорно знакомящее с составом коллекции музея, историей ее комплектования и историей основных фарфоровых заводов, чьи предметы представлены в экспозиции.

Вплоть до 2 июня каждые выходные кураторами будут проводиться лекции и экскурсии по выставке. С параллельной программой можно познакомиться на сайте музея

Поздравляем коллег с открытием!

Июльская практика искусствоведов и культурологов в Пушкинском музее

Ежегодная производственная практика студентов 2 курса направлений «История искусств» и «Культурология» в этом году впервые прошла в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва, Россия). Проведение летней практики в стенах одного из крупнейших художественных музеев страны стало возможно в рамках долгосрочного соглашения между ГМИИ им. А. С. Пушкина и УрФУ №02-25/001, подписанное 26 января 2022 года. Сегодня в коллекции музейного комплекса находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с Древнего Египта и античной Греции и заканчивая началом XXI века, а штат Музея включает в себя десятки выдающихся специалистов в сфере изучения искусства.

Специально для наших студентов сотрудниками отдела образовательно-просветительских проектов музея была подготовлена уникальная программа. В первый день практики студентам посчастливилось лично пообщаться с директором ГМИИ им. А. С. Пушкина Мариной Девовной Лошак и замдиректора по научной работе Ильёй Аскольдовичем Доронченковым. Авторитетные лекторы рассказали о специфике музея, его коллекциях и особенностях научной и выставочной деятельности современного Пушкинского музея, а также ответили на все многочисленные вопросы практикантов.

Отдельным блоком программы следовало посещение экскурсий по актуальным выставочным проектам ГМИИ им. А. С. Пушкина. Студенты посетили интереснейшую экскурсию по обновлённой постоянной экспозиции западноевропейского искусства, ознакомились с авторской концепцией представления произведений старых мастеров стенографа и куратора Патрика Уркада. Также уникальной возможностью стало посещение недавно открывшейся выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» с куратором выставочного проекта Александрой Альбертовной Даниловой, заведующим отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Она представила историю формирования и бытования коллекций Морозовых, предпочтениях братьев и их особенностях при приобретении живописи, а также о любопытных научно-исследовательских открытиях, случившихся во время подготовки выставки. Посещение выставки графики и живописи «Между небом и землёй» прошло под руководством куратора проекта Анной Юрьевной Чудецкой, где искусствоведы и культурологи ознакомились с офортами Рембрандта, Франсиско Гойи, Василия Чекрыгина и Эдуарда Штейнберга.

В программу практики также вошли встречи с ведущими сотрудниками и руководителями структурных подразделений Музея. Так, студенты имели уникальную возможность пообщаться с руководителем отдела организации выставок, с представителями региональной дирекции филиалов музея, узнали всё о лекционной и экскурсионной работе, о пиар-деятельности и маркетинге современного музея, а также о специфике организации мероприятий.

Евгения Игоревна Киселёва-Аффлербах, заведующий отделом междисциплинарных проектов, рассказала об инклюзивных программах и проектах Пушкинского музея, о важности и перспективах развития данного направления. Ксения Александровна Велиховская, заведующий редакционно-издательским отделом, и её команда рассказали студентам о важности редакционной и книгоиздательской деятельности Музея, также предоставив студентам возможность ознакомиться с печатными изданиями, выпущенными отделом в последние годы.

Значимой частью производственной практики стало посещение запасников различных отделов ГМИИ им. А. С. Пушкина. Студентам выпала огромная честь лично встретиться и пообщаться с Викторией Эммануиловной Марковой, доктором искусствоведения, профессором и ведущим специалистом в области итальянской живописи. Она провела интереснейшую и познавательную лекцию в запасниках итальянской живописи Музея, рассказала о тонкостях и специфике экспертизы и реставрации живописи на деревянной основе, показала множество хранящихся итальянских произведений разных веков, сопровождая это занимательными историями об их приобретении или результатах экспертизы. Олег Николаевич Антонов, заведующий Отделом графики, запасники которого в настоящее время насчитывают более 380 тысяч единиц хранения, рассказал об особенностях хранения графических произведений, о требованиях к световому и температурно-влажностному режимам, на наглядных примерах показал то, как хранятся рисунки, гравюры и произведения прикладной графики. В запасниках Древнего Востока Ольга Павловна Дюжева познакомила студентов с работой отдела, рассказала историю его основания, описала процесс сбора редких коллекций, продемонстрировала древневосточные статуэтки, рельефы, предметы бытового назначения, а также самую крупную в России коллекцию мумий.

«В последний день студентов ожидало очень необычное и неожиданное мероприятие. Им выпала уникальная возможность своими глазами увидеть процесс строительства музейного квартала - масштабного проекта, призванного увеличить площадь музея более чем в два раза» - поделились Евгений Алексеев и Андрей Мережников, руководители практик.

Сперва студентам и руководителям практики подробно описали план всего проекта, а затем, снарядив их защитными касками, провели по нескольким этажам одного из будущих зданий музея, показывая начальный этап строительства тех помещений, где в последствии должны будут размещаться пространства для постоянной экспозиции, временных выставок, лекционные залы, общественные зоны, магазины и кафе.

«Привлечение уникальных специалистов, работа на экспозициях, в фондах, научной библиотеке Музея позволили придать практике высочайший профессиональный уровень с необходимыми компетенциями научно-исследовательской, музейно-экспозиционной и экспертной деятельности» - резюмировала Вера Авдеева, зав. кафедрой истории искусств и музееведения.

Текст подготовлен Лианой Бекмансуровой, магистрантом 1 курса программы «Экспертиза и реставрация объектов культуры»

 

Студенты департамента направятся на практику в Эрмитаж

Студенты направления «История искусств» гуманитарного института Уральского федерального университета будут проходить летнюю практику в Государственном Эрмитаже — главный музей страны специалисты вуза назвали сегодня площадкой номер один для подготовки реставраторов. Трехстороннее соглашение подписали директор УГИ УрФУ Эльвира Сыманюк, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.

«Стажировки у нас — это непросто, — отметил Пиотровский сразу после церемонии подписания. — Тем не менее екатеринбуржцы предложили нам хороший план и проработанный проект, который мы приняли, по подготовке нового поколения работников фондохранилищ и реставраторов».

Екатеринбургский музей ИЗО, согласно документу, готов обеспечить координацию участников музейной практики, а университет берет на себя большую организационную часть.

«Уверена, что для студентов будет бесценным опыт общения с представителями научного состава Государственного Эрмитажа и хранителями коллекций, — подчеркивает Сыманюк. — Стажировки будут охватывать огромный пласт работы музея, чтобы выпускники понимали всю ее специфику, а также осознавали значение и особенности разных направлений этой деятельности».

Подписание состоялось на старте «Дней Эрмитажа на Урале», включающих большую программу событий.

Справка

Уральский федеральный университет связывает подписанное в начале года соглашение с Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, включающее договоренности о студенческих практиках, гостевых лекциях ведущих специалистов, консультациях по темам исследований, совместных выставках и конференциях — подписи под документом поставили ректор УрФУ Виктор Кокшаров и директор ГМИИ Марина Лошак. 

Фото: Авдеева В.В.

Материал с сайта: https://urfu.ru/ru/news/44115/

 

 

 

«ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ВЕСЬ ОГРОМНЫЙ МИР…»: панк-рок-скоморох шоу Б.У. Кашкина

Уральский государственный архитектурно-художжественный университет
Уральский федеральный университет им. Первого Президента Б.Н. Ельцина
МУЗЕЙ Б.У.КАШКИНА

23 ноября – 23 декабря 2022
представляют выставку

«ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ВЕСЬ ОГРОМНЫЙ МИР…»: панк-рок-скоморох шоу Б.У. Кашкина

Экспозиция вновь заставляет вспомнить харизматичную личность Евгения Малахина (1938–2005), более известного в Екатеринбурге как Старик Б.У.Кашкин, а также Народный дворник России и пр. Артефакты, предоставленные музеем Б.У. Кашкина в УрФУ, ярко характеризуют необычную и абсолютно неканоническую творческую деятельность легендарного фотографа, поэта, музыканта, панк-скомороха, художника, коллекционера.

Впервые за 14 лет существования университетского Музея его коллекция показывается в Екатеринбурге на столь обширной ретроспективной выставке. Представлено все многообразие и универсализм его художественных практик (за исключением «миниментальной» живописи гаражей и заборов): от ранних фотоэкспериментов и «иконных рельефов» до самиздатовских книжек, ассамбляжей, а также «морально-шинковальных» и «поздравительных» досочек, расписанных его последователями, членами общества «Картинник» (автор текстов Б.У.Кашкин).

Экспозицию открывает раздел портретов Е. Малахина / Старика Букашкина, созданными в 1970-1990-е годы как его одесскими друзьями, так и екатеринбургскими художниками (А. Лысяковым, Е. Шолоховой, А. Лопато), составляющими своеобразную «иконографию» легендарного горожанина. Особый тон экспозиции задают картины одесских художников-неоавангардистов 1970-х–1990-х годов, с которыми Малахин деятельно общался во время поездок в южный город. Пластические идеи и образы этих ныне признанных мастеров (Владимира Цюпко, Юрия Коваленко, Олега Волошинова, Виктора Маринюка, Евгения Рахманина, Валентина Хруща и др.) близки наивным, но изобретательным композициям уральского автора.

Над выставкой работали сотрудники и студенты Департамента искусствоведения и культурологи УрФУ Тамара Галеева, Полина Платонова, Вероника Подрядова, Светлана Дубовскова, Денис Ильичев, Александра Бурмантова, Александр Гудовщиков, Екатерина Островская, Сахер Мухаммад Аль-Тамими, Наталья Кучева, Лиана Бекмансурова, Константин Поташев.

Сокуратор выставки от УрГАХУ – Ольга Колбина.

Благодарности за поддержку проекта: генеральному директору Музейно-выставочного комплекса Олегу Раковичу, директору Музея архитектуры и дизайна - Елене Штубовой, Директору Уральского гуманитарного института УрФУ – Эльвире Сыманюк, и.о. директра Департамента искусствоведения, культурологии и дизайна – Марине Панкиной.

Открытие выставки состоялось 23 ноября 2022 в 18:00

Музей Б.У.Кашкина (открыт 19 декабря 2008) – структурное подразделение департамента искусствоведения, культурологии  и дизайна Уральского федерального университета. Его деятельность направлена на изучение, музеефикацию и актуализацию творческого наследия художников, представляющих неофициальное, а также наивное и непрофессиональное искусство уральского региона. Руководитель музея Б.У. Кашкина – Тамара Галеева, научный сотрудник – Полина Платонова.

 

ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ ИСКУССТВ ЛЮДМИЛА БУДРИНА ВЫСТУПИЛА КУРАТОРОМ ВЫСТАВКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ МУЗЕЕ ФАБЕРЖЕ

В санкт-петербургском Музее Фаберже открылась выставка произведений современных уральских камнерезов «Русский эпос в камне». Проект подготовлен Фондом семьи Шмотьевых в партнерстве с Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже.

Сюжеты, вдохновляющие мастеров-камнерезов в наши дни, связаны с русской историей и преданиями, воплощенными в былинах и сказках. Герои камнерезных композиций – русские князья и богатыри, персонажи сказок и народные типы. Собранные вместе, они рассказывают о традиционной русской культуре и ее простых и вечных ценностях: добре и красоте, мужестве и любви.

Куратором выставки выступила доцент кафедры истории искусств Уральского федерального университета Людмила Будрина – признанный специалист в области истории камнерезного искусства, автор более двухсот публикаций, в том числе - монографий и статей в ведущих рецензируемых журналах по истории обработки цветного камня разных художественных центров России и Европы, куратор издательских и выставочных проектов.

Выставка в Музее Фаберже будет открыта до 29 сентября 2022 года, в сентябре посетителей музея ожидает насыщенная просветительская программа, посвященная истории уральского и русского камнерезного искусства в общеевропейском контексте.

 

ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА В ИРБИТЕ - 2022. ПЕРВОКУРСНИКИ НА ПРАКТИКЕ В УРАЛЬСКОМ ЛУВРЕ

Прошла ежегодная учебная практика студентов-искусствоведов 1 курса в старинном уральском городе Ирбите. Базой практической подготовки стал Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, отметивший в этом году 50-летний юбилей. По насыщенности визуальной информацией эта практика превзошла предыдущую. К концу дня практиканты от усталости едва держались на ногах.

Залы Ирбитского музея позволили ощутить себя посетителями Лувра: «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», отнесенная к кисти Питера Пауля Рубенса, «Портрет инфанты Изабеллы», автором которой считается Антонис ван Дейк, «Спящий Амур», приписанный Гвидо Рени, а также уникальные офорты Рембрандта, Пиранези, Хогарта, Гойи... На сегодняшний день Ирбитский музей обладает одним из лучших региональных музейных собраний западноевропейской и отечественной гравюры.

В программу практики включены несколько тематических блоков. Знакомство с основными направлениями музейной деятельности началось в отделе хранения в Музейно-выставочном центре, и затем продолжилось на постоянных экспозициях Музея уральского искусства, Музея гравюры и рисунка и в научной библиотеке ИГМИИ.

Студенты присутствовали на мастер-классе по экспертизе одной картины из собрания ИГМИИ, который провели старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения УрФУ Ольга Кузьминична Пичугина и научный сотрудник Лаборатории экспертизы и реставрации УрФУ Денис Владимирович Ильичев. Итогом работы стало выявление технологии создания живописного полотна, которое позволило сделать первые предположения о датировке произведения.

Также студенты приняли участие в оформлении выставки современной японской фотографии, а именно подготовке экспонатов – манекенов, облаченных в юката, оби и тэнугуи. В знании традиционной японской одежды и особенностей ее ношения отличился студент очного отделения Глеб Хисамутдинов.

Значительным блоком практики стала пешеходная экскурсия по историческому центру города. Заведующая сектором научно-просветительской работы Ирина Малкова подробно рассказала о знаменитых Торговых рядах, купеческих особняках, храмах и других замечательных памятниках истории и культуры Ирбита.

Сердечно благодарим сотрудников музея – Ирину Малкову, Викторию Богданову, Ларису Колесникову, Ксению Вандышеву, Светлану Коноплеву, Сергея Шкляева, Лилию Семиновскую – за интереснейшие экскурсии, содержательные занятия, бесценный опыт, за ваш энтузиазм и увлеченность профессией!

Стихина Мария Игоревна, старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения УГИ УрФУ

Искусствоведы УрФУ дали старт просветительскому проекту для горожан «Клуб Горький»

7 октября 2021, был дан старт совместному проекту Уральского федерального университета и Управления культуры Администрации Екатеринбурга «Клуб Горький». Первую лекцию на тему «“Китайский стиль” в искусстве России» в Городском библиотечном центре Екатеринбурга прочитал старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения, кандидат искусствоведения Сергей Винокуров.

Лекция познакомила первых слушателей с самыми яркими примерами стиля «шинуазри» в искусстве Российской империи XVIII — начала XX века: от «Нарисованного музея» Петербургской Академии наук и первых китайских лаковых и фарфоровых кабинетов до ярких произведений русского авангарда.

25 августа Уральский гуманитарный институт УрФУ и Управление культуры Администрации города Екатеринбурга подписали соглашение о сотрудничестве на ближайший учебный год. С сентября 2021 по май 2022 преподаватели вуза будут читать публичные лекции на площадке Городского библиотечного информационного центра.

Лекции ведущих ученых Уральского гуманитарного института УрФУ проводятся каждый вторник и четверг в Городском библиотечном центре Екатеринбурга (А. Валека, 12). Посещение лекций бесплатное.

Программа на сентябрь и ссылка на регистрацию здесь https://xn--90avg.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/663/news/i117602/

Дискуссия с Т.А. Галеевой и Алисой Прудниковой "ЗАЧЕМ ХУДОЖНИКУ ЗАВОД?"

Дискуссия ЗАЧЕМ ХУДОЖНИКУ ЗАВОД? Современное искусство в индустриальном контексте Урала в рамках выставки «Еловой и окрестности»

Дата: 17 Сентября 2021
Адрес: Воеводина, 5 

Художник на заводе – явление нередкое, особенно для региона, чья идентичность выстраивается на индустриальном наследии нескольких веков истории. Современное искусство обогатило эту связь промышленного и художественного контекстов новыми смыслами: от экологической проблематики до поэтического комментария.

Проведенный в 1996 году в Екатеринбурге международный фестиваль «Eurokon: экологический арт-мост» впервые открыл для современных художников пространство действующих заводов, дал повод творчески переосмыслить постсоветский индустриальный облик города и в целом региона. Большое значение для продолжения работы с этой темой оказал семинар-пленэр «Экология искусства в индустриальном ландшафте», который прошел в Нижнем Тагиле в 2001 году и собрал представителей художественного и академического сообщества со всей России. Чуть позже, в 2008 и 2009 годах, в Екатеринбурге с большим успехом состоялись междисциплинарные фестивали Art-завод, обозначившие новый этап освоения и осмысления региональной специфики инструментами актуальных художественных практик. Впоследствии завоевания этих проектов получили развитие в формате Уральский индустриальной биеннале, существующей с 2010 года и являющейся крупнейшим российским международным проектом в области современного искусства.

В ходе дискуссии обсудим как складывался и трансформировался опыт взаимодействия современных художников с индустриальным уральским наследием, что подтолкнуло к этой практике в 1990-е и как сегодня выглядит работа творческих резиденций на действующих предприятиях региона.

В дискуссии примут участие:

  • Марк Диво – швейцарский концептуальный художник, куратор и участник международных симпозиумов интерактивной переработки Eurokot (1995, Цюрих) и Eurokon-96 (1996, Екатеринбург, Новосибирск).
  • Тамара Галеева – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения УрФУ, арт-критик и куратор десятков выставочных и исследовательских проектов.
  • Алиса Прудникова – инициатор и комиссар уральской индустриальной биеннале современного искусства, куратор многочисленных художественных и междисциплинарных проектов, в том числе фестивалей Art-Завод (2008, 2009).
  • Владимир Селезнев – художник, участник и организатор множества фестивалей и международных выставочных проектов, куратор программы арт-резиденций шестой уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Проект осуществляется при поддержке Pro Helvetia (prohelvetia.ru)

На фото: Инсталляция в рамках Еврокона. 1996. Екатеринбург. фото Сергей Крылов

Лаборатории по созданию Музея МЖК-1

7 октября 2021 прошла вторая встреча в рамках Лаборатории по созданию Музея МЖК-1 под открытым небом. Она была посвящена исследованию и актуализации позднесоветской истории в молодежном сообществе, возможностям современных информационных технологий для выявления и репрезентации в ветхих, перестроенных архитектурных объектах памяти о происходивших в 1980е годы в МЖК грандиозных событиях.

В работе Лаборатории приняли участие студенты 1 курса направления "История искусств" и жители активисты МЖК-1. Организатором встреч на базе Департамента искусствоведения, культурологии и дизайна стала доцент кафедры истории искусств и музееведения УГИ УрФУ Екатерина Александровна Бухарова.

Встречи в рамках Лаборатории по созданию Музея МЖК-1 под открытым небом проходят в рамках проекта «МЖК-1980», посвященному Молодежному Жилому Комплексу и другим экспериментам обустройства жизни на Земле. Проект приурочен к 40-летию закладки первого камня МЖК в Свердловске. Организаторы проекта: Ельцин-Центр и АНО "ZA ART".

22 октября 2021 в 18:30 в рамках публичной программы проекта «МЖК-1980» пройдет Круглый стол: Искусство в формате спальных районов.Место проведения - УрФУ, пр. Ленина, 51, каб. 413а, 4 этаж. 

В рамках круглого стола участники попробую осмыслить проблемы существования искусства в периферийных районах города, которые принято называть «спальными». Только ли граффити доступно вниманию зрителя в этих пространствах? Как часто можно встретить «художника с мольбертом», рисующим жителей очередного ЖК? Существуют ли художественные галереи на окраинах города и чем они занимаются? Какие векторы развития искусства в современном городе преобладают: центробежные или центростремительные и почему так происходит? Современное искусство стремится стать ближе к зрителю, но житель уединяется в приватное пространство своего микрорайона, чтобы уйти от городской суеты. Зеленый парк, фитнес-зона, детский сад и школа, магазин…арт-объекты в этом перечне совсем не кажутся необходимыми. А не мешает ли вообще искусство повседневной жизни горожанина? Взаимодействия художников, искусствоведов и обычных городских жителей не на территории профессиональных институций, а в «домашнем» пространстве могут превратиться в конфликт. Данный круглый стол – попытка снять остроту подобных ситуаций и трансформировать их в плодотворный диалог.

Сайт проекта «МЖК-1980»: https://mzhk1980.ru/

 

Международная научно-практическая конференция «Вторая волна русского авангарда: региональные версии»

С 15 по 18 ноября 2021 года успешно прошла международная научно-практическая конференция «Вторая волна русского авангарда: региональные версии», организованная кафедрой истории искусств и музееведения УрФУ совместно с общественной организацией «Пространство второго авангарда» и ведущими научно-исследовательскими и образовательными организациями России.

На пленарном заседании спикеры конференции поставили главный вопрос: «Почему "второй авангард", который объединил явления художественной культуры 1950 – 1980-х годов и представлял ее неофициальный уровень, стал актуален именно здесь и сейчас?». Среди них были: Наталья Владимировна Толстая, директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, член-корреспондент РАХ (Москва); Светлана Михайловна Грачева, доктор искусствоведения, декан факультета теории и истории искусств, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при РАХ; Анна Константиновна Флорковская, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории искусства Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова при РАХ; Михаил Юрьевич Шишин, академик РАХ, доктор философских наук, профессор Алтайского государственного университета (Барнаул); Тамара Александровна Галеева, кандидат искусствоведения, заведующий лабораторией художественных практик и музейных технологий, доцент кафедры истории искусств и музееведения УрФУ; Сергей Михайлович Лазарев, кандидат философских наук, координатор объединения «Пространство второго авангарда», коллекционер, меценат.

Как заявила Тамара Александровна Галеева, представитель принимающей стороны и сопредседатель конференции, что причина сегодняшнего интереса заключается в том, что неофициальное искусство или "второй авангард" существовал не только в Центральной России, но и в регионах, в частности на Урале. Поэтому было важно собрать лучших представителей российской искусствоведческой школы, чтобы осмысливать явления неофициального искусства и простраивать мосты взаимодействия.

Второй причиной проведения конференции в департаменте искусствоведения, культурологии и дизайна, по мнению Веры Владимировны Авдеевой, модератора пленарного заседания, становится тот факт, что кафедре истории искусств и музееведения УрФУ почетно принимать мэтров искусстводческой элиты России. «Поскольку явления андеграунда изучаются ведущими искусствоведами достаточно давно, а на нашей кафедре было возможно с самого начала. Именно здесь сформировалась уральская искусствоведческая школа, которую представляет собой кафедра и которой в этом году исполняется 60-летний юбилей, известная своими мировыми исследованиями в области искусства Серебряного века и русского зарубежья» – заявляет В.В.Авдеева, исполняющая обязанности заведующего кафедрой, кандидат искусствоведения.

Конференция объединила более 60 специалистов России и стран СНГ – ученых-преподавателей ВУЗов, сотрудников, руководителей отделов и музеев Самары, Сыктывкара, Новосибирска, Иркутска, Улан-Уде, Владивостока, Алматы и других регионов, занимающихся исследованиями деятельности неформальных творческих объединений и творчеством отдельных представителей художественных оппозиций, находящимся в их поле зрения и музейных коллекциях. По итогам конференции «Вторая волна русского авангарда: региональные версии» планируется издание коллективной монографии.

Конференция в УрФУ стала частью масштабного проекта, сопровождаемого специальными выставочными проектами, организованными общественной организацией «Пространство второго авангарда», руководителем которой является Сергей Михайлович Лазарев, координатором объединения, коллекционером и меценатом. Таким образом, неофициальное региональное искусство (или нонконформизм, или второй авангард) второй половины ХХ века было показано гостям конференции на экспозициях ведущих музеев Уральского региона: «Заря гражданственности новой» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств), «Предметное/Беспредметное. Работы тагильских художников второй половины ХХ века» (Нижнетагильский музей изобразительных искусств), «Зеленый кот и просыпающая рыба, или полиморфия уральского авангарда» (Ирбитский государственный музей изобразительных искусств), «Второй русский авангард: уральское измерение» (Резиденция губернатора Свердловской области) и «Другое "другое" искусство» (галерея «Антонов»).

В рамках культурной программы гости посетили Музей Б.У.Кашкина УрФУ и проекты ЦСК, Арт-галерею Ельцин-центра и саму музейную экспозицию Ельцин-музея, Эрмитаж-Урал, Синара Арт Галерею, совершили поездку в Нижний Тагил, Алапаевск и Нижнюю Синячиху.

Таким образом, первый этап масштабного проекта, организаторами и участниками которого выступили Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ и общественная организация «Пространство второго авангарда» завершен и ждет продолжения в Сибири и на Дальнем Востоке.

III международные соревнования молодых дизайнеров Хакатон «Postindustrial design»

 

Подведены итоги III международного соревнования молодых дизайнеров Хакатон «Postindustrial design», организованного Департаментом искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ. В мероприятии приняло участие 26 команд из России (Екатеринбург, Санкт-Петербург), Турции, Монголии, Армении, Бангладеш, Индии, Ирана и Пакистана.

 

Хакатон – короткое, динамичное мероприятие (интенсив), призванное стимулировать появление новых идей, в установленной заказчиками области. В этом году заказчиками соревнования выступили:

 

  • ООО "Акура-С" (Разработка игровой горки на плейхабе в г. Екатеринбурге (ЖК «Новокольцовский»)).
  • Уральский научно-технический центр «Электронная техника» (Разработка оригинального дизайна интерьерных светильников в стиле хай-тек)
  • Управление культуры г. Екатеринбурга (Разработка фирменного стиля юбилейного городского события «Екатеринбург 300»)

 

Каждая задача – реальная необходимость для компании Заказчика, эти же компании осуществляли выбор победителей, учитывая мнение международного жюри. На протяжении 10 дней напряженной и творческой работы в онлайн формате студенты из разных стран создавали инновационные дизайн-проекты, самые удачные из которых в дальнейшем будут реализованы заказчиками. Во время проведения хакатона команды консультировали менторы (преподаватели кафедры культурологии и дизайна УрФУ) и представители заказчика.

 

«В этом году было невероятно интересно из-за расширившейся географии участников и практико-ориентированных задач, поставленных заказчиками. Это здорово, что будучи студентом ты можешь оценить свой международный уровень, посмотреть, как делают презентации и какие идеи выдвигают участники, живущие на другом конце планеты, понять зачем тебе нужно зубрить английский, пообщаться с работодателями и многое другое», - отмечает Виктория Деменова, директор департамента искусствоведения, культурологии и дизайна.

 

По итогам мероприятия 22 декабря были названы следующие победители:

 

Задача 1. Разработка игровой горки на плейхабе в г. Екатеринбурге (ЖК «Новокольцовский»).

 

Победитель – команда SHISHIGI (Россия) (УрФУ им. Б.Н. Ельцина, Институт строительства и архитектуры)

 

Задача 2. Разработка оригинального дизайна интерьерных светильников в стиле хай-тек

 

Победитель - FLAIR CLUB (Монголия) (Mongolian University of Science and Technology)

 

Специальные номинации:

 

  • Самое креативное решение – команда AVORI (Турция) (Bahcesehir University)
  • Лучшая идеякоманда Rialf (Монголия) (Mongolian University of Science and Technology)
  • Лучший социальный проекткоманда MGL GIRLS (Монголия) (Mongolian University of Science and Technology)
  • Лучшее прикладное и реализуемое решение - команда SAFFA (Армения) (Государственная академия художеств Армении)

 

Задача 3. Разработка фирменного стиля юбилейного городского события «Екатеринбург 300»

 

  • Специальная номинация - За актуальный дизайн - команда 5.17.19 (Россия) (УрФУ им. Б.Н. Ельцина, Институт строительства и архитектуры)

 

КАК НЕСКУЧНО И ГРАМОТНО ПИСАТЬ О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ

С 26 по 30 мая 2021 студенты-искусствоведы департамента искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ прослушали лекционный интенсив, посвященный методологии написания текстов о современном искусстве. Инициатор нового цикла – Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства и куратор программы бакалавриата «История искусств» в Уральском гуманитарном институте.

Приглашенные эксперты – Алексей Григорьевич Бойко (Санкт-Петербург, Русский музей) и Евгения Чайка (Екатеринбург) – продемонстрировали персональные взгляды на работу с текстами об искусстве, обозначили ряд подходов к созданию критических статей.

Евгения Чайка построила свою лекцию на практике говорения об искусстве, анализе конкретных публикаций, познакомила с собственными проектами. Затем на ридинге студенты подробно разобрали отрывок из книги Гильды Уильямс «Как писать о современном искусстве».

Давний друг кафедры истории искусств и музееведения Алексей Григорьевич Бойко, в свою очередь, говорил со студентами об истории феномена художественной критики, о подходах знаменитых критиков к работе с текстом и с художником. Лекция Алексея Григорьевича была посвящена искусствоведческой деятельности Сергея Васильевича Голынца, возглавлявшего кафедру истории искусств до 2015 года, а один из его текстов также был разобран во время занятия.

Лекции прошли как в УрФУ, так и в Уральском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина в рамках Школы медиации Уральской индустриальной биеннале (руководитель Дарья Маликова). Сотрудничество с Уральской индустриальной биеннале современного искусства и художественными институциями города качественно расширяет образовательные возможности студентов-искусствоведов.

В новом 2021/2022 учебном году практик, лекториев и ридингов, связанных с современным художественным процессом станет еще больше. Уже летом этого года студенты департамента смогут пройти практику в Уральском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина, в ходе которой они создадут собственные выставочные проекты на основе архива ГЦСИ.

26 – 28 МАЯ 2021
«ВЗГЛЯД ХУДОЖНИКА»: ЛЕКЦИИ ЕВГЕНИИ ЧАЙКИ (ЕКАТЕРИНБУРГ)

Место проведения: Екатеринбург, УрФУ, пр.Ленина, 51, ауд. 429, 418

26 МАЯ (СРЕДА), 18:00-19:30, АУД.429
Как писать тексты «со стороны художника». Опыт создания корпуса текста об уральских художниках. Проект «Арт-платформа» и 29 текстов о местных художниках.
28 МАЯ (ПЯТНИЦА), 18:00-19:30, АУД.418
Зачем художественным проектам нужны тексты? Функции текстов о современном искусстве. Немного об очень полезной книге Гильды Уильямс «Как писать о современном искусстве» и о том, как она применима в реальной российской практике

Ведущий: Евгения Чайка, менеджер проектов в сфере культуры, куратор в области современного искусства, исследователь, автор текстов. Изучает философию, эстетику, теорию и историю выставок. Инициирует образовательные проекты альтернативных форматов, направленные на создание продуктивной коммуникативной среды между художниками и критиками. Работает как независимый исследователь и куратор междисциплинарных, образовательных и выставочных проектов (например, uralplatform.ru)

Проекты Евгении Чайки:

  • с 2012 – 2018 – куратор программы Арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале;
  • с 2017 – 2018 – художественный руководитель Уральского филиала ГЦСИ. Трижды номинирована на государственную премию в области современного искусства «Инновация»,
  • в 2018 – лауреат премии «Инновация» (в составе команды 4-й Уральской индустриальной биеннале.
  • В настоящее время курирует арт-резиденцию «Шишимская горка» (shishimair.ru).

29 – 30 МАЯ 2021
«КРИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО»: ЛЕКЦИИ АЛЕКСЕЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БОЙКО (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

Место проведения: Екатеринбург, Уральский филиал ГМИИ им А.С. Пушкина, Добролюбова 19А; УрФУ, пр.Ленина, 51, ауд. 413

29 МАЯ (СУББОТА), 12:15-15:30, УЛ. ДОБРОЛЮБОВА, 19А
Описание, анализ и интерпретация произведения искусства: принципы, подходы, инструменты, проблемные вопросы, примеры. Лекция, практикум А.Г. Бойко (вместе с медиаторами)
29 МАЯ (СУББОТА), 16:30-18:00, АУД.418
Тема: “Критикуя - предлагай, предлагая - делай! Интерпретация современного искусства в публичном и приватном высказывании художественного критика”. Лекция А.Г. Бойко в Уральском Федеральном Университете, посвященная памяти С.В. Голынца (вместе с медиаторами)
30 МАЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ), 12:15–14:00, УЛ. ДОБРОЛЮБОВА, 19А
Визуальные стратегии современного искусства. Лекция А.Г. Бойко (вместе с медиаторами)

Ведущий: Алексей Григорьевич Бойко - кандидат искусствоведения, доцент, главный специалист по музейно-образовательной деятельности Службы по работе с посетителями (Русский музей), лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, доцент кафедры дизайна СПбГУ, приглашенный лектор Школы дизайна НИУ ВШЭ

Искусство под микроскопом

Продолжается цикл мастер-классов «Искусство под микроскопом» в рамках совместного проекта Галереи Синара Арт и Лаборатории экспертизы и реставрации УрФУ. 24 июля 2021 в 18:00 посетители галереи вместе с учеными лаборатории будут исследовать произведение Олега Елового «Волк (Автопортрет»), созданное в 1994 году.

С помощью технических возможностей Лаборатории экспертизы и реставрации УрФУ на мастер-классе желающие смогут увидеть экспериментальные художественные приемы автора, проследить этапы создания произведения. Мастер-класс позволит каждому зрителю погрузиться в мир мастерской художника и узнать его изнутри.

Событие пройдет в рамках событийной программы выставки «Все это – ВЫ» в Галерее Синара Арт.

Лаборатория экспертизы и реставрации является уникальным подразделением Департамента искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ. Она обеспечена современным оборудованием, позволяющим вести исследования различных произведений искусства, и предоставляет свои услуги как профессиональным институциям, так и частным лицам. Лаборатория также является учебной базой для подготовки магистрантов, обучающихся по программе «Экспертиза и реставрация объектов культуры».

24 июля, 18:00 Возрастное ограничение 18+
Вход по билету в галерею и регистрации по ссылке: (скоро будет доступна)
При себе необходимо иметь защитную маску и соблюдать социальную дистанцию
Галерея Синара Арт, Верх-Исетский бульвар 15/4 Тел.: +7 (343) 358-99-96

II ХАКАТОН «POSTINDUSTRIAL DESIGN» 2020

2020 год - год, перевернувший наши представления о человеческой коммуникации. Пандемия COVID-19 заставила нас иначе взглянуть на ценность живого общения и сложности преодоления дистанционной изоляции. 2020 год научил огромное количество людей по-другому оценивать потребляемую цифровую информацию: ее смысловую насыщенность и дизайн.

Еще в 2017 году в Монреале состоялся Всемирный саммит дизайна. Это историческое собрание 50 международных организаций имело общую цель: разработку международного плана действий по использованию потенциала дизайна для решения насущных глобальных проблем. И в 2020 году сама жизнь подвела нас к необходимости повышения качества дизайна при решении экологических, экономических, социальных и культурных проблем.

За этот год мы привыкли к вынужденному онлайн-существованию: посещать музеи, читать книги, смотреть фильмы, путешествовать, учиться и выбирать место учебы, творить, развлекаться - все это мы делаем теперь в виртуальной среде. Поэтому в этом году среди основных задач хакатона - создание небольшими командами (2-3 человека) дизайнеров, программистов, гуманитариев проектов и продуктов, ориентированных на человека в условиях нового виртуального существования.

ЧТО ТАКОЕ ХАКАТОН?

ХАКАТОН – короткое, динамичное мероприятие (интенсив), призванное стимулировать появление новых идей в выбранной предметной области и доведение их до установленного уровн. Особый формат хакатона позволяет объединить участников различных профессий, с различными уровнями знаний и навыков, и дать им возможность познакомиться с новой предметной областью под руководством специалистов-практиков, систематизировать и оценить имеющиеся знания.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ?

К участию в хакатоне приглашаются студенты российских и иностранных ВУЗов, молодые специалисты, интересующиеся вопросами создания новых решений в области персонализированного, социально-ориентированного дизайна. Для участия в хакатоне необходимо пройти командную или индивидуальную регистрацию на сайте: http://hrobocon.ru/pdesign2020 (в случае, если у вас нет команды, но вы хотите принять участие в хакатоне, организаторы сформируют для вас команду из других участников).

ТРЕБОВАНИЯ К КОМАНДАМ

Междисциплинарная команда с участием молодых дизайнеров, IT-специалистов, инженеров, гуманитариев и любых других специалистов, способных работать над решением поставленных задач. Участие в команде дизайнера с навыками работы в профессиональных графических редакторах - обязательно.

ЧТО ВАС ЖДЕТ

60 УЧАСТНИКОВ – 20 КОМАНД – 3 ЗАДАЧИ – 3 НЕДЕЛИ

Перспективы

Работа с практиками в области создания и продвижения современных социально-ориентированных дизайнерских решений.

Инновации

Возможность создать инновационный продукт.

Мозговой штурм

Мозговой штурм команды и онлайн-консультации экспертов.

Призы

Лучшие проекты будут награждены дипломами в 7 номинациях, победителей наградят памятными призами, участники получат сертификаты, подтверждающие участие.

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ ХАКАТОНА

СУВЕНИР КАК ОБРАЗ ВАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ

Задача: разработка дизайна нового сувенира, отражающего культурную специфику территории, где вы проживаете

Описание: в современном мире сувенир призван не только напоминать о встрече или знакомстве с конкретным местом. В начале 21 века сувенир выполняет коммуникационную роль, это своеобразный "узелок памяти" в обширном пространстве наших контактов, взаимодействий, общения, как виртуального, так и реального (Т.Ю. Быстрова). Мы предлагаем командам разработать эффектно-работающий сувенир, несущий в себе образ конкретного города, его культурной составляющей. Это может быть оригинальный и функциональный сувенир для ВУЗа, где вы учитесь, ведущего музея вашего города, сувенир, представляющий в целом вашу страну.

ДИЗАЙН ОБЪЕКТОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ДИСТАНЦИРОВАНИЯ

Задача: создать новый подход к коммуникации в общественном пространстве в условиях пандемии.

Описание: мы предлагаем посмотреть на данную задачу в широком контексте. Общественное пространство города - это места для встреч, прогулок, общения, занятий спортом. Оно объединяет горожан. Однако, пандемия 2020 г. изменила привычный образ жизни. Необходимо искать новые подходы к проектированию объектов дизайна городской среды. Могут ли общественные пространства быстро перестраиваться, чтобы помогать людям противостоять пандемии? Как можно проектировать общественное пространство с помощью социального дистанцирования? В проектах могут быть представлены МАФы (малые архитектурные формы), различное оборудование, необходимое для организации цельной комфортной среды, обеспечивающей возможность общения и социального дистанцирования.

ДИЗАЙН И КОНЦЕПЦИЯ ВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА

Задача: продвижение конкретного направления обучения / факультета / университета.

Описание: в современном мире большинство услуг или компаний требуют продвижения в социальных сетях. Сегодня по причине большого количества специальностей в любом университете каждый факультет или направление обучения нуждаются в обобщающем контенте, который привлечет внимание, развлечет, заинтересует будущих специалистов. Однако, анализ виртуальной представленности университетского контента говорит о том, что, если сайты университетов являются полноценным информативным ресурсом, то общение в социальных сетях, которому отдают предпочтения молодые люди от 16 до 20 лет, практически отсутствует. Мы предлагаем командам создать проект ведения аккаунта в одной или нескольких социальных сетях, включающий в себя две части: 1. Дизайн аккаунта (фирменный узнаваемый стиль, не только графический / статический, но и анимированный - видео, gif-анимация и т.д., стиль, который будет узнаваемым и актуальным в течение последующих 5 лет); 2. Концепция ведения аккаунта (контент-план: частота публикации материалов, рубрики, непосредственно сам контент). Цель - стимулировать интерес к обучению в университете / на факультете / на конкретном направлении..

Во время проведения хакатона менторы - консультанты, ведущие дизайнеры и представители зарубежных дизайнерских ВУЗов - корректируют работу команд

НОМИНАЦИИ ХАКАТОНА

САМОЕ КРЕАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

САМОЕ ПРИКЛАДНОЕ РЕШЕНИЕ

ЛУЧШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ЛУЧШИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ

ЛУЧШИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

САМАЯ СПЛОЧЕНАЯ КОМАНДА

ЛУЧШАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ

14 НОЯБРЯ - 22 НОЯБРЯ

Онлайн регистрация участников хакатона: http://hrobocon.ru/pdesign2020

22 НОЯБРЯ 14:00

Окончание приема заявок участников

23 НОЯБРЯ - 10 ДЕКАБРЯ

Онлайн тур, командная работа

17 ДЕКАБРЯ

Подведение итогов, объявление победителей

Расписание онлайн-консультаций: http://hrobocon.ru/pdesign2020

ПАРТНЕРЫ ХАКАТОНА

  • УрФУ им. Б.Н. Ельцина
  • Ramaiah University of Applied Sciences (India)
  • Mongolian University of Science and Technology (Mongolia)

ХАКАТОН #11 ROBOCON «POSTINDUSTRIAL DESIGN».

С 6 по 8 ноября 2019 г. в главном учебном корпусе УрФУ на ул. Мира, 19 прошел Хакатон #11 Robocon «Postindustrial design», организаторами которого выступили Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна совместно с заместителем проректора по проектному обучению УрФУ Валентиной Андреевной Овчинниковой.

Мероприятие проходило в необычном междисциплинарном формате – для участия в соревновании допускались студенты разных направлений: классические гуманитарии, дизайнеры, инженеры. Основными задачами хакатона были объявлены: разработка новых решений в малых архитектурных формах, оформление дизайн-решений добрососедства, создание автоматических дозаторов лекарств для людей пожилого возраста и реорганизация библиотечного пространства университета на ул. Тургенева, 4. Задачи были сформированы бизнес-партнерами хакатона: НП «Атомстройкомплекс», Уральский оптико-механический завод, Уральский гуманитарный институт УрФУ, эти же компании осуществляли выбор победителей.

Всего Хакатон #11 Robocon «Postindustrial design» собрал 20 команд, которые на протяжении 3 дней напряженной и творческой работы создавали интересные и инновационные проекты, самые удачные из которых в дальнейшем будут реализованы заказчиками.

Во время проведения хакатона командам помогали менторы - представители заказчика, ведущие дизайнеры и представители зарубежных дизайнерских ВУЗов: основатель архитектурного бюро «Yacheyka» Петр Любавин, исполнительный директор рекламного агентства Deltaplan Станислав Черный, креативный директор Атомстройкомплекса Никита Харисов, руководитель Центра промышленного дизайна при Уральском оптико-механическом заводе и председатель Союза дизайнеров Свердловской области Сергей Шашмурин. Они отвечали командам на возникшие в процессе работы вопросы, намечали пути решения трудностей реализации проектов. Также на протяжении всех 3 дней преподаватели кафедры культурологии и дизайна консультировали участников, помогали выявить достоинства и недостатки их наработок.

По итогам мероприятия 8 ноября были выбраны следующие победители:

1. Оформление дизайн-решений добрососедства: Ларионова Валерия, Петровицкий Алексей, Романов Артем, Змеева Юлия (команда №3), Заворохина Ульяна, Плешкова Алена, Монахова Елизавета, Непомящий Данил (команда №4). Все участники команд – студенты Екатеринбургской академии современного искусства.

2. Создание автоматических дозаторов лекарств для людей пожилого возраста: Мазитова Екатерина, Васильченко Юлия, Коптелова Мария, Воронина Елизавета (команда №10 – УрФУ).

3. Реорганизация библиотечного пространства университета на Тургенева,4: Кочергин Никита, Пошелюзная Анастасия, Abdul Rafeh (команда № 20 – УрФУ).

Компания «Атомстройкомплекс» анонсировала возможность получения каждой командой 25 000 руб. на реализацию своих проектов при их доработке, в ближайшее время представители компаний-заказчиков наладят с ними тесное сотрудничество для совместной работы.

Фото: Илья Сафаров, Арсения Панова

Проект "Шедевр и подделка"

РИА "Новый день" (с): https://newdaynews.ru/ekb/604187.html

Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Факультет искусствоведения и социокультурных технологий УрФУ запустили совместный научно-популярный проект, посвященный проблеме подлинности произведения искусства. Во время лекций, которые будут проходить один раз в два месяца, специалисты музея и Лаборатории экспертизы и реставрации факультета будут рассказывать о специфике научной работы, говорить о том, что именно можно считать «подделкой» в той или иной области искусства: от реальных фальсификаций в европейской живописи до создания вещей «под» определенный период в искусстве Китая, от попыток восстановления школы иконописи на Урале до современных камнерезных изделий.

Первая встреча, которая прошла в ЕМИИ накануне, была посвящена проблемам атрибуции и анализа буддийской металлической скульптуры. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств, эксперт министерства культуры по УрФО в области искусства Востока XVI-XXI веков Виктория Деменова на примере металлической буддийской пластики рассказала – что ученые в этой области считают подлинником, а что копией и для кого это имеет значение.

КОГДА И КАК ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ СКУЛЬПТУРЫ БУДДЫ

Большинство исследователей считают, что первые изображения Будды появились на рубеже I-II веков. Однако, в традиции сохранилось множество легенд о его прижизненных изображениях. С первых веков существования буддийской культуры существовали разнообразные художественные школы. Наибольшей популярность пользовался камень (песчаник, шифер, зеленые филлиты и серо-голубой слюдяной сланец). Металлическая скульптура в массе своей стала появляться с V века и широкое распространение получила на территории Тибета, а затем Китая и Монголии. С VIII века буддийскую металлическую пластику делали в основном методом утраченного воска: на глиняную шишку наносилась формовка из воска, которую покрывали тонким слоем глины, затем еще одним и так далее – с каждым слоем все плотнее. Затем внутрь вливался металл и воск постепенно вытекал. После чего скульптура золотилась. В древнее время для золочения использовалась ртуть. Затем наносится краска, некоторые пигменты были настолько прочными, что цвет сохранился до наших дней.

КАК БУДДА «ПЕРЕЕХАЛ» НА УРАЛ

Людям, не знакомым с историей буддийской скульптуры, может показаться удивительным, что сегодня в музеях Свердловской области хранится внушительное количество таких произведений искусства. Как отметила Виктория Деменова, если все их собрать в одну коллекцию, то получился бы внушительный музей восточной культуры – не хуже подобных музеев в Праге или Брюсселе. Но пока в Екатеринбурге не проводилось ни одной выставки, которая продемонстрировала бы все имеющиеся в музеях Среднего Урала образцы буддийского искусства. Хотя обладают ими и Свердловский областной краеведческий музей, и ЕМИИ, музеи в Ирбите и Челябинске.

Первую волну «приезда» Будд на Урал, исследователь связывает с собранием Поклевских-Козелл и деятельностью Уральского Общества Любителей Естествознания. Еще один мощный источник поступления восточных товаров, в том числе предметов искусства – Ирбитская ярмарка, вернее деятельность и коллекции ирбитских купцов. Вторая волна попадания буддийской скульптуры на Урал связана с войной. Металлическую скульптуру свозили из Бурятии и Монголии для переплавки и нужд военного времени. Но, по всей видимости, некоторые произведения удалось спасти музейщикам, некоторые забирали себе сердобольные граждане, у которых рука не поднималась отправить шедевры в плавильную печь. Впоследствии скульптуры «разбрелись» по разным местам. Бывало, что в музей они попадали после того, как кто-нибудь отбирал скульптуры у детей, игравших ими в футбол.

Своя коллекция металлических скульптур была, например, в УПИ, собранная для обучения будущих металлургов. Какая судьба постигла эти объекты – неизвестно.

ЗАЧЕМ НУЖЕН СПЕКТРОМЕТР ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОДЛИННОСТИ СКУЛЬПТУР

В завершение первой лекции цикла «Шедевр и подделка» сотрудники музея и УрФУ продемонстрировали как рентгено-флуоресцентный спектрометр может помочь ученым в атрибуционной работе. Дело в том, что в разные эпохи состав металла скульптур мог меняться, а с помощью спектрометра исследователи могут определить композицию сплава, проанализировать входящие в него элементы. Вкупе с искусствоведческим стилистическим анализом объекта это помогает сделать вывод о том, в какое время и в каком месте скульптура могла быть создана.

Как рассказали сотрудники лаборатории, современные спектрометры не наносят скульптурам никакого вреда: они считывают информацию, «просвечивая» поверхность произведения искусства. Но еще несколько лет назад такая аппаратура, особенно портативная была большой редкостью. А для работы стационарных спектрометров приходилось «отщипывать» от скульптуры кусочек для анализа.

При этом определить подлинность вещи только при помощи оборудования нельзя. Иногда ученые «на глаз» лучше видят, к какой эпохе относится изучаемый объект.

Текст: Екатеринбург, Ольга Тарасова, Антон Гуськов. Фото: Мария Самарина

Лучший музейный проект года - 2019

6 декабря 2019 в здании кинотеатра «Колизей» состоялась церемония награждения победителей конкурса «Лучший музейный проект-2019». Проект Музея Б.У. Кашкина Департамента искусствоведения, культурологии и дизайна УГИ УрФУ «Бука-Марафон» – каталог «Передвижного музея Старика Букашкина и Ко» - стал лауреатом конкурса сразу в двух номинациях в этом году.

Всего на конкурс было подано 22 заявки, после строгого отбора жюри в финал попали лишь девять из них – самые яркие, интересные, глубокие и поражающие необычной идеей и энергетикой проекты. 21 ноября состоялось публичная презентация финалистов, а сегодня организаторы, члены жюри и партнеры конкурса вручали победителям дипломы и подарки.

Приз зрительских симпатий от студенческого жюри получил проект Департамента «Бука-Марафон», который проходил с 01 ноября 2018 по 31 мая 2019 при поддержке Фонда президентских грантов и объединил серию культурных мероприятий (выставки, спектакль, издание каталога коллекции, исследовательский коллоквиум и др.), организованных при активном участии студентов-волонтеров и направленных на активизацию современных художественных практик, вовлекающих в творчество непрофессиональных людей и молодежь.

В номинации «Издание года» награды взяли сразу два проекта: «П.П. Бажов. Письма. 1911-1950» (издательство «Кабинетный ученый», составители – заведующий Мемориальным домом-музеем П.П. Бажова Георгий Григорьев и научный сотрудник музея Л.С. Григорьева) и «Бука-Марафон» – каталог «Передвижного музея Старика Букашкина и Ко».

На основе материала портала Культура.Екатеринбург.рф

БУКА-МАРАФОН

Проект объединил серию культурных мероприятий (выставки, спектакль, издание каталога коллекции, исследовательский коллоквиум и др.), организованных университетским музеем Б.У. Кашкина в УрФУ при активном участии студентов-волонтеров и направленных на активизацию современных художественных практик, вовлекающих в творчество непрофессиональных людей и молодежь. Программа "Бука-марафона" способствовала гуманизации городской среды, созданию единого творческого поля, ядром которого является личность Евгения Малахина/Старика Букашкина - легендарного культурного героя Свердловска/Екатеринбурга 1970-1990-х гг.

Яркий представитель неофициальной линии российской художественной культуры, фотограф-экспериментатор, живописец-абстракционист, музыкант поэт, автор «самиздатовских» книжечек стихов, лидер общества «Картинник», он стал знаковым персонажем для столицы Урала, ее своеобразным брендом.

ЦЕЛИ

  1. Повышение культурно-социальной активности молодежной аудитории через вовлечение в исследование, реконструкцию и популяризацию творческих практик Е. Малахина / Старика Б.У. Кашкина и членов общества "Картинник", шире - непрофессиональных и наивных мастеров Урала, для которых характерны приверженность гуманистическим ценностям, доброжелательность, мощная творческая составляющая.
  2. Актуализация в культурном пространстве уральского региона творческого наследия Евгения Малахина / Старика Букашкина и художников его круга, продолживших и развивших в своих синтетических коллективных практиках и действах глубинные традиции русского народного искусства.
  3. Обновление и расширение форм деятельности университетского музея Старика Букашкина - уникальной коллекции артефактов уральского неофициального и непрофессионального искусства. Выездные выставки будут способствовать знакомству с творчеством Старика Букашкина гораздо большего числа зрителей, по сравнению с музейным пространством в УрФУ. Все мероприятия имеют перспективу дальнейшего развития.

Проект нес культурную, образовательную и просветительскую миссии, способствовал налаживанию культурных связей между разными поколениями и социальными группами, представлял визуально в общественном поле актуальные и значимые для современности темы (творчество, семейные и гуманистические ценности, экология человека и т.д.). Он усилил интеграцию регионального творческого сообщества в единое общероссийское пространство. Одной из важных задач проекта являлось развитие инклюзивных методик в работе музея, в частности со слабовидящими, а также "особыми" детьми. Значимыми задачами для проекта являлись расширение волонтерского движения среди студентов УрФУ и партнеров-участников проекта, активное вовлечение их в создание и реализацию творческих проектов и непрерывный образовательный процесс.

Подробнее о проекте читайте на нашем сайте http://art-urgi.urfu.ru/index.php/muzey-b.u.kashkina/buka-marafon.html

Большой городской пленэр (ежегодный проект)

7 сентября 2019 г. в Харитоновском парке в третий раз прошел Большой городской пленэр – «фирменный» event нашего департамента.

Идея собрать вместе искусствоведов, профессиональных художников и педагогов творческих направлений, снова нашла активный отклик у горожан. И даже погода опять нас поддержала! В субботу в парке было солнечно и по-осеннему умиротворенно. Многие екатеринбуржцы пришли в парк с мольбертами, альбомами, красками. Были люди разных возрастов. Кто-то рисовал классические пейзажи, несколько молодых парней, усевшись на скамейке, делали карандашные наброски.

Как всегда, пользовались успехом мастер-классы: очередь на участие в них стали занимать еще до официального начала мероприятия. Каждый мог найти себе занятие по душе: от традиционных техник – акварельной живописи и основ композиции, до рисунков на воде, создавать которые особенно понравилось детям, росписи футболок и вышивания гладью.

В этом году студенты Департамента, которые организовывали пленэр, придумали яркие инсталляции и перформансы. Одним из самых запоминающихся арт-объектов стала Лестница искусств. На красной дорожке, протянувшейся по ступеням единственной сохранившейся в Харитоновском парке каменной лестницы, разместились предметы, символизирующие основные этапы развития всемирной истории искусств: тут были и каменные идолы с острова Пасхи и психоделические грибы японской художницы Яеи Кусамы. Естественно это были копии, мастерски сделанные из пенополистерола студенткой 3 курса СКД Валерией Лебедевой. Замысел инсталляции оживал во время выступлений студентов Екатеринбургского государственного театрального института, которые читали отрывки из художественных произведений, созвучных той или иной культурной эпохе.

Кстати, еще одной перформативной площадкой была Зона поэзии, украшенная осколками “зеркал”, в них отражались виды парка, благодаря чему они казались порталами в параллельное пространство. Здесь читали стихи Шарля Бодлера и собственные произведения участники поэтического объединения “Ключ”.

Перенестись в другое время и в другие события можно было и через знакомство с историей Харитоновского парка. Студенты Департамента провели экскурсии, посвященные основным вехам в судьбе усадьбы. Ну, а самые провокационные слухи и легенды о парке, которые многие годы ходят в городе, можно было узнать просто сканировав с помощью телефона qr-коды, размещенные на деревьях.

Как всегда, все мероприятие в парке звучала живая музыка: играли молодые екатеринбургские группы разных стилей, сценой для них послужила малая ротонда, расположенная на пруду.

Если вы не были на Большом городском пленэре (хотя, как вы могли это пропустить?), можете увидеть как это было в соц. сетях мероприятия:

Подробнее узнать о мероприятиях в рамках Большого городского пленэра можно на сайте: https://plenair.tilda.ws 

А если вы захотели стать участником команды Большого городского пленэра 2020 - будем рады видеть вас. Стартуем примерно через год!

Авторы текста: студенты 3 курса 2019/2020 уч.г.

Система Orphus