New! Описание дисциплин ШГУП - приём 2023 г.
№ п/п |
Наименования дисциплин (модулей) |
Аннотации модулей и дисциплин |
|
Модули/ Дисциплины |
|
|
Обязательная часть |
|
1. |
М.1.1. Практика эффективной коммуникации |
Модуль «Практика эффективной коммуникации» относится к перечню обязательных модулей (дисциплин) для всех областей образования ядра бакалавриата и специалитета. Содержание модуля направлено на помощь студентам в овладении специфическими знаниями о самоменеджменте, коммуникативных практиках, навыками делового общения, эффективного командного взаимодействия, сотрудничества и взаимопонимания. Модуль формирует у обучающихся ряд компетенций, необходимых для конструктивного делового и межкультурного общения. |
1.1. |
1.1.1 Практика эффективной коммуникации |
Отличительной особенностью курса является его универсальность и нацеленность на освоение «мягких» компетенций студентов всех направлений подготовки, таких как умение решать сложные задачи, критически мыслить, креативно подходить к достижению профессиональных целей. Структура курса позволяет сделать основной акцент в формировании навыков с помощью тренинговых форм обучения. В ходе изучения дисциплины рассматриваются такие вопросы, как проблемы современной коммуникации в социуме, деловые коммуникации, личная эффективность как основа коммуникативной компетентности, коммуникативная компетентность ее значение в деловой коммуникации, межкультурные различия в деловой коммуникации, деловая коммуникация в компьютерных сетях. |
2. |
М.1.2. Иностранный язык |
Модуль "Иностранный язык" входит в обязательную часть учебных планов всех направлений подготовки на уровне бакалавриата и специалитета. Изучение дисциплины "Иностранный язык" в рамках модуля направлено на повышение исходного уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов для успешного решения задач социально-бытового, межличностного, межкультурного и академического общения, с учетом социальных, культурных и этнических различий, а также для дальнейшего самообразования на любом уровне по Общеевропейской шкале оценивания компетенций владения иностранным языком (CEFR). Эффективная коммуникация в устной и письменной форме в контексте межличностного, межкультурного, бытового, делового и академического общения составляет суть, содержание и цель обучения иностранному языку. В качестве обеспечивающей (предыдущей) дисциплины выступает сам предмет (иностранный язык) школьной программы. Практические занятия в рамках дисциплины проводятся в течение первых двух семестров обучения. Условиями обеспечения качества реализации данной программы являются: обязательное проведение входного тестирования с целью определения исходного уровня владения языком согласно Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком; деление студентов на группы в соответствии с начальным уровнем владения языком; возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий (обеспечивается обучением студентов в разных группах в зависимости от уровня языка); мониторинг качества образования с помощью изучения образовательных потребностей, оценочных средств для организации входного, промежуточного и выходного контроля. |
2.1. |
1.2.1 Иностранный язык |
Изучение дисциплины «Иностранный язык» направлено на формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, которая рассматривается как совокупность личных качеств студентов (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) и определяется как способность решать проблемы и самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в процессе учебного, социально-культурного и профессионального или бытового общения на иностранном языке. В рамках дисциплины «Иностранный язык» рассматриваются вопросы грамматики и лексики. Совершенствуются навыки говорения чтения и письма. |
3. |
М.1.3.Безопасность жизнедеятельности |
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» направлен на формирование у обучающихся навыков обеспечения безопасности, определения потенциально опасных ситуаций, освоение алгоритмов реагирования на чрезвычайные ситуации.
|
3.1. |
1.3.1. Безопасность жизнедеятельности |
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» развивает способность оценивать степень опасности конкретной ситуации для жизни и здоровья человека, применять навыки экстремального мышления для эффективных действий, в том числе и в ЧС, навыки контроля собственных эмоций и поведения. Выстраивать алгоритмы собственного поведения и способы влияния на окружающих в ЭС и ЧС. Понимать свою роль и функции по стабилизации собственного эмоционального состояния, а также по снижению остроты восприятия уровня опасности для адекватных действий. Уметь находить решение в нестандартных ситуациях в условиях быстрой эвакуации во время ЭС и ЧС. Понимать свои функции при взаимодействии со специальными службами во время ЭС и ЧС. Дисциплина реализуется в смешанной форме обучения – знаниевая часть формируется в онлайн-среде посредством видеолекций, текстовых материалов, дополнительных материалов (текстов и видео), тестовых и интерактивных заданий; универсальные компетенции достигаются студентом на практических занятиях с применением современных образовательных технологий – групповые формы работы, проектная деятельность, кейсы, интерактивные лекции с вовлечением студентов. |
4. |
М.1.4. Мировоззренческие основы профессиональной деятельности |
Модуль «Мировоззренческие основы профессиональной деятельности» относится к обязательной части образовательной программы и состоит из дисциплин «Философия» и «История». Цель модуля – сформировать у студента компетенцию полипарадигмальной интерпретации реальности, выявления процессов в историческом контексте, которые детерминируют взаимодействие социальных общностей, прогнозирования и верификации экономических и политических эффектов, определения личной жизненной позиции и профессиональной траектории развития. Модуль может реализовываться в смешанной форме обучения – знаниевая часть формируется в онлайн-среде посредством видеолекций, текстовых материалов, дополнительных материалов (текстов и видео), тестовых и интерактивных заданий; универсальные компетенции достигаются студентом на практических занятиях с применением современных образовательных технологий – групповые формы работы, проектная деятельность, кейсы, интерактивные лекции с вовлечением студентов. Также дисциплины модуля могут реализовываться в формате mooc на Национальной платформе «Открытое образование» (НПОО) (https://openedu.ru). |
4.1. |
1.4.1. История |
Дисциплина «История» формирует основы исторического анализа и предусматривает изучение ключевых исторических событий, оказывающих влияние на современное общество. Обучающиеся научатся мыслить себя в контексте социально-исторических событий, определять связь между исторической необходимостью и возможностью человеческого влияния на ход и смысл истории, применять методы исторического исследования для анализа личной истории. |
4.2. |
1.4.2. Философия |
Дисциплина «Философия» формирует навыки концептуального мышления и предусматривает формирование представлений о мировоззрении, его структуре, познавательных возможностях, научном мышлении и профессиональном развитии. |
5. |
М.1.5. Научная картина мира |
Модуль «Научная картина мира» относится к обязательной части образовательной программы и предназначен для студентов бакалавриата и специалитета областей образования Искусство и культура, Гуманитарные науки, Науки об обществе, начинающих осваивать научно-исследовательскую деятельность в УрФУ. Модуль включает две дисциплины: «Логика и теория аргументации» и «Естественнонаучная картина мира», формирующие универсальные компетенции студентов. Дисциплины модуля могут быть реализованы в смешанной и традиционной технологии. Реализация дисциплин модуля с использованием смешанной технологии обучения предполагает применение разработанных электронных ресурсов, имеющих статус ЭОР УрФУ и размещенных на образовательной платформе УрФУ, включая учебные пособия, презентации, задания и тесты. Разработанные контрольно-измерительные материалы в виде банка заданий по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» апробированы в рамках независимого тестового контроля в УрФУ. |
5.1. |
1.5.1 Естественнонаучная картина мира |
Дисциплина «Естественнонаучная картина мира» формирует у обучающихся способности анализировать наиболее важные события научной картины мира; использовать современные термины и понятия в области естественных наук; работать со специальной литературой и анализировать полученные результаты; осознавать значимость достижений науки прошлого и настоящего; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графиков, таблиц или диаграмм; приводить примеры практического использования естественнонаучных знаний. |
5.2. |
1.5.2 Логика и теория аргументации |
Дисциплина «Логика и теория аргументации» представляет собой образовательную технологию, обучающую навыкам работы с информацией, ее анализа и выявления сущности. Обучающиеся исследуют психологию мышления, научатся работать с ловушками и стереотипами мышления, обрабатывать большие потоки информации, формировать собственную позицию по актуальным вопросам общественного развития, аргументировать свои суждения, принимать решения в коллективном и индивидуальном форматах. |
6. |
М.1.6. Информационные технологии и сервисы |
Изучение модуля направлено на формирование универсальных компетенций в области цифровой культуры, характеризующих способность использования информационно-коммуникационных технологий для комфортной жизни в цифровой среде, для взаимодействия с обществом и решения цифровых задач в профессиональной деятельности. |
6.1. |
1.6.1 Информационные технологии и сервисы |
Дисциплина «Информационные технологии и сервисы» рассматривает такие блоки вопросов, как информационные системы, информационные сервисы, цифровые данные. Кроме того, в рамках данного курса предполагается рассмотреть вопросы информационной безопасности, а именно основы персональной информационной безопасности, культуру интернет-коммуникаций, правовую защиту информации, а также организацию защиты данных на предприятии/организации (угрозы, ответственность и способы административного решения). |
7. |
М.1.7. Социально-гуманитарные основы профессиональной деятельности |
Систематическое ознакомление с феноменами в области психологии, культурологии, русского языка и социологии тесно связаны с закономерностями и проблемами трудовой профессиональной деятельности в сфере экономики и права. Модуль ориентирован на формирование знаний о базовых ценностях мировой культуры и готовности опираться на них в своем личностном, общекультурном и профессиональном развитии. Задачи модуля: формирование системы научных понятий и базовых представлений о психологических составляющих деятельности сферы экономики, развитие у студентов интереса к проблемам психологии, культурологии, русского языка, социологии самостоятельному изучению литературы, формирование готовности к использованию соответствующих знаний в организации собственной трудовой деятельности и практике управления. |
7.1. |
1.7.1 Культурология |
Дисциплина «Культурология» изучает значимые проблемы гуманитарной сферы: проблемы толерантности в восприятии социальных и культурных различий, сохранение исторического наследия и культурных традиций, осуществление межкультурной коммуникации и влияние ее на дальнейшее развитие культуры. В процессе освоения образовательной программы у студентов, независимо от профиля подготовки, умений и знаний, должен быть получен опыт их применения в практико-ориентированных задачах. В рамках работы по созданию курса «Культурология» в практической части предполагается учесть межпредметные связи и излагать материал на основе разбора примеров и ситуаций, связанных с современной социокультурной ситуацией. |
7.2. |
1.7.2 Основы права |
Дисциплина «Основы права» рассматривает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, определение основных юридических понятий, а также основные положения таких базовых отраслей права как: конституционное, гражданское, уголовное и административное право. |
7.3. |
1.7.3 Основы экономики |
Дисциплина «Основы экономики» является базовым предметом, формирующим у студентов знания о поведении экономических агентов на микро- и макроуровне. Дисциплина дает понимание базовых механизмов спроса и предложения, формирования цены на рынках потребительских товаров и рынках ресурсов, основ потребительского выбора, поведения фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Студенты получают представление о функционировании экономики на уровне государства и предприятия, понимание основных экономических проблем - цикличности экономики, безработицы, инфляции и способах борьбы с ними. Это позволяет студентам формировать базу для углубленного изучения теоретических прикладных микро- и макроэкономических моделей. |
7.4. |
1.7.4 Психология |
Дисциплина «Психология» формирует представление о психологии как науке, ее месте в системе наук и общественной практике, знакомит с теоретическими и экспериментальными исследованиями ведущих зарубежных и отечественных ученых. Рассматриваются основные проблемы, понятия, а также направления психологической науки на современном этапе с учетом исторической логики их развития. |
7.5. |
1.7.5 Русский язык и культура речи |
Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучает смысловую структуру текста: студент сразу учится понимать структуру текста, организацию и иерархию смыслов в нем. Впоследствии навыки анализа смысловой структуры текста дают возможность овладеть технологиями не только построения, но и понимания любого сообщения. Текстоориентированность курса обусловливает особый подход к изучению системы языка. Русский язык изучается прежде всего в функциональном аспекте: какие ресурсы, средства языка дают возможность будущему специалисту адекватно и доступно воплотить свой замысел. Кроме знаний о системных, нормативных языковых явлениях, студентом отрабатываются навыки анализа речевых нарушений. Иными словами, студент изучает язык с тем, чтобы на нем качественно писать, говорить, соблюдая все современные нормы. Важной составляющей курса является его культурологическая основа. Для анализа предлагаются тексты русской культуры, которые взяты в широком временном срезе и из разных литературных направлений и функциональных сфер. При изучении системы языка актуализируются знания как ядерного уровня отечественной культуры, так и современного ее пласта. Ориентация на лучшие образцы российской словесности способствует повышению общего культурного уровня студентов. |
7.6. |
1.7.6 Социология |
Дисциплина «Социология» включает в себя широкий спектр теоретического и практического материала с ориентацией на использование его в обыденной жизни и в профессиональной деятельности. Содержание дисциплины раскрывает с научной точки зрения особенности современных подходов к пониманию общества, положения в нем индивида. Использование в ходе реализации дисциплины активных технологий обучения дает возможность студентам увидеть неразрывную связь теории социологии и реальной жизни. Особенностью курса является то, что он содержит тему, позволяющую показать роль социологического знания в профессиональной деятельности студентов. |
8. |
М.1.8. Информационно-математические основы профессиональной деятельности |
Модуль «Информационно-математические основы профессиональной деятельности» ориентирован на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области математики и информатики. Изучение дисциплин модуля предназначено для формирования умений и навыков применения математического аппарата в области экономической безопасности, а также развития профессиональных качеств, компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности выпускника. В рамках модуля изучаются инструменты принятия экономических решений, статистических и вероятностных расчетов, методы и приемы математической обработки информации. Модуль включает следующие дисциплины: высшая математика; статистика; теория принятия управленческих решений, информационные технологии в профессиональной деятельности. |
8.1. |
1.8.1 Высшая математика |
Дисциплина «Высшая математика» создаёт фундамент основ профессиональной деятельности специалиста по экономической безопасности. Она состоит из пяти разделов, охватывающих основы линейной алгебры, методы математического анализа, элементы теории рядов, экономико-математические модели и дифференциальные уравнения. Данный курс позволяет решать профессиональные задачи при помощи математического моделирования и служит фундаментом статистического анализа во всех областях профессиональной деятельности специалиста. |
8.2. |
1.8.2 Информационные технологии в профессиональной деятельности |
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, направленных на изучение информационных технологий для анализа информации и поддержки принятия управленческих решений, технологии защиты информации, web-технологии, технологии управления проектами и работы со специализированным прикладным программным обеспечением при ведении управленческой деятельности. |
8.3. |
1.8.3 Статистика |
Дисциплина «Статистика» охватывает круг вопросов, направленных на изучение технологий обработки статистических данных для анализа действительности и поддержки принятия управленческих решений. Дисциплина занимает важное место в структуре образования и подготовки будущих специалистов «Экономическая безопасность». Целью дисциплины является овладение статистическими методами: анализа, обобщения, моделирования, прогнозирования социально-экономических явлений и процессов; познание методологических основ экономико-статистического анализа. |
8.4. |
1.8.4 Теория принятия управленческих решений |
Дисциплина «Теория принятия управленческих решений» формирует у студентов теоретические знания и практические навыки по вопросам процесса разработки и принятия управленческих решений. В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с методами обеспечения качества принимаемого управленческого решения в условиях неопределенности внешней и внутренней среды, с учетом факторов неопределенности ситуации и риска вкладываемых инвестиций. Рассматривают факторы (экономические законы, научные подходы и др.), влияющие на эффективность управленческого решения как основного условия достижения его конкурентоспособности. Изучают технологии разработки, принятия, реализации и мотивации качественного управленческого решения, методы анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческого решения в рамках системы менеджмента. Получают практические навыки в применении методических вопросов разработки управленческого решения при помощи проигрывания конкретных ситуаций и решения практических задач. |
9. |
М.1.9. Экономическая теория |
Модуль «Экономическая теория» объединяет основные разделы курсов «История экономических учений», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Мировая экономика и международные отношения» В рамках этого модуля последовательно рассматриваются этапы развития представлений экономической теории, изучаются механизмы принятия обоснованных решений на уровне государства, организаций и домохозяйств в определенных социально-экономических условиях, а также механизм формирования этих условий. Дисциплины модуля направлены на формирование и развитие способностей понимания экономических процессов, происходящих в обществе и оценке тенденций, наблюдаемых в отечественной и мировой экономике. |
9.1. |
1.9.1 История экономических учений |
Дисциплина «История экономических учений» представляет собой систематическое изложение истории познания экономики, начиная с момента зарождения экономических идей до наших дней. Знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран и народов. |
9.2. |
1.9.2 Макроэкономика |
Дисциплина «Макроэкономика» предоставляет знания об экономике в целом в ее национальном и международном масштабе. Студенты знакомятся с принципами и законами функционирования рыночной экономики и получают целостное представление о функционировании экономики как единой системы. Рассматриваются вопросы макроэкономического моделирования и анализа. |
9.3. |
1.9.3 Микроэкономика |
Дисциплина «Микроэкономика» углубляет представления о методах микроэкономического анализа, в частности о предельном анализе; дает представление о том, как экономическая теория решает проблему координации выборов потребителей и производителей в экономике; углубляет знания об эффективности функционирования рынков и используемых методов их регулирования. |
9.4. |
1.9.4 Мировая экономика и международные отношения |
Дисциплина «Мировая экономика и международные отношения» дает целостное представления об основных направлениях и особенностях развития мировой экономики и международных экономических отношений в условиях современной глобализации. В рамках курса рассматриваются такие вопросы, как сущность формирования мирового хозяйства и формы международных экономических отношений, анализируются принципы международного разделения труда как движущей силы развития мирохозяйственных связей, осмысливается глобализация экономической деятельности как качественно новый этап развития мировой экономики, исследуются особенности национальных и региональных моделей экономического развития, оценивается положение различных стран и групп государств в мировом хозяйстве. |
10. \ |
М.1.10. Основы профессиональной и научной деятельности |
Модуль «Основы профессиональной и научной деятельности» дает базовые представления о специальности «Экономическая безопасность» и включает в себя такие дисциплины, как «Введение в специальность», «Основы безопасности бизнеса», «Основы научных исследований», «Теоретические и прикладные вопросы комплексной безопасности», «Эконометрика». Модуль не только имеет широкий научный междисциплинарный фундамент, но и максимально приближен к практической жизни. |
10.1. |
1.10.1 Введение в специальность |
Дисциплина «Введение в специальность» дает представление и знания о системе экономической безопасности в социально-экономических отношениях государства, предприятия и личности. Изучение дисциплины позволит студенту в дальнейшем усвоить дисциплины учебного плана, формирующим общекультурные и профессиональные компетенции данного направления. |
10.2. |
1.10.2 Основы безопасности бизнеса |
Дисциплина «Основы безопасности бизнеса» призвана обучить студентов практическим навыкам ведения безопасного бизнеса в широких предметных областях, сформировать компетенции, знания и умения, обеспечивающие решение профессиональных задач в условиях современной конкурентной среды. |
10.3. |
1.10.3 Основы научных исследований |
Дисциплина «Основы научных исследований» активно участвует в формировании общекультурных компетенций, а также профессиональных, направленных на формирование у студентов способностей и навыков ведения научной, исследовательской работы по избранной тематике. В рамках курса применяются такие методы преподавания как проблемные лекции с использованием информационного поиска в сети Интернет, анализ конкретных ситуаций (кейсов), а также такая форма работы, как конференция. Для успешного освоения курса студентам рекомендуется ознакомиться с содержанием статей в научных журналах, отчетами о научно-исследовательской работе, сайтами научных организаций в сети Интернете, электронным каталогом диссертаций, авторефератами диссертаций, материалами научных конференций. |
10.4. |
1.10.4 Теоретические и прикладные основы комплексной безопасности |
Дисциплина «Теоретические и прикладные основы комплексной безопасности» рассматривает различные аспекты безопасности, которые влияют в конечном итоге на экономическую безопасность государства, организации и личности. В рамках курса уделено внимание таким темам, как международная безопасность, терроризм и экстремизм, чрезвычайные ситуации и устранение их последствий, пожарная и промышленная безопасность и безопасность жизнедеятельности, экологическая безопасность, безопасность, связанная с использованием транспортных средств, информационная безопасность и защита информации, социальная безопасность, управление рисками и экономическая безопасность. |
11. |
М.1.11. Английский язык (профессиональный) |
Модуль «Английский язык (профессиональный)» предполагает повышение исходного уровня развития коммуникативных компетенций студентов на родном и иностранном языке для успешного решения задач социально-бытового, межличностного, межкультурного и академического общения, с учетом социальных, культурных и этнических различий, а также для дальнейшего самообразования на любом уровне владения языком по Общеевропейской шкале оценивания (CEFR). |
11.1. |
1.11.1 Английский язык (профессиональный) |
Дисциплина «Английский язык (профессиональный)» позволяет развить языковые компетенции (по английскому языку), необходимые для решения коммуникативных задач в профессиональной и научной сфере. Конечная цель обучения – подготовка будущих специалистов к иноязычной профессиональной коммуникации, предполагающая формирование у них коммуникативной компетенции, необходимой для межкультурного профессионального общения. Курс языковой подготовки базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных на предыдущих ступенях вузовской подготовки. |
12. |
М.1.12. Экономическая безопасность |
Модуль «Экономическая безопасность» относится к базовой части образовательной программы. Модуль ориентирован на изучение сущности и основного содержания экономической безопасности личности, государства, территорий, предприятий. Модуль включает в себя такие дисциплины, как «Личная финансовая безопасность», «Экономическая и финансовая безопасность предприятия (организации), «Экономическая и финансовая безопасность территорий», «Экономическая и финансовая безопасность в системе государственного и муниципального управления», «Конкурентная разведка». Значительное внимание уделено освоению методик анализа проблем обеспечения экономической безопасности и определения путей их решения, выявление внутренних и внешних угроз для обоснования необходимости создания индикативной системы анализа и прогнозирования экономической безопасности, а также изучение организации диагностики и мониторинга экономической безопасности. |
12.1. |
1.12.1 Конкурентная разведка |
Дисциплина «Конкурентная разведка» включает в себя четыре основных тематических блока: понятие конкурентной разведки, информация в конкурентной разведке, поиск и анализ информации, защита от манипулирования информацией (дезинформации). Цель изучения дисциплины – приобретение студентами знаний в области проведения и разработки результатов конкурентной разведки, а также выработки системы защиты от аналогичной деятельности конкурентов. Важной задачей дисциплины является овладение студентами навыков использования основных параметров отечественных и зарубежных разработок для целей поиска, аналитической обработки информации, применение рассматриваемых методик информационно-поисковой и информационно-аналитической работы. |
12.2. |
1.12.2 Личная финансовая безопасность |
Дисциплина «Личная финансовая безопасность» ориентирована на получение учащимися знаний о современных финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования и возможностях населения в сфере управления личными финансами. В рамках курса изучаются основные финансовые институты российского общества, особенности финансового поведения потребителей, современные технологии финансового обслуживания, основы финансового планирования и безопасности потребителя при работе с финансовыми инструментами, налогообложение физических лиц. |
12.3. |
1.12.3 Экономическая и финансовая безопасность в системе государственного и муниципального управления |
Дисциплина «Экономическая безопасность в системе государственного и муниципального управления» формирует у обучающихся готовность к реализации функций обеспечения экономической безопасности государственного и муниципального управления. Целью освоения дисциплины является изучение и освоение теоретических основ и практических навыков по вопросам организации и функционирования органов государственного и муниципального управления в сфере обеспечения экономической безопасности их деятельности. В процессе изучения курса обучающиеся осваивают правовые основы обеспечения экономической безопасности в системе государственного и муниципального управления, формируют навыки определения угроз экономической безопасности при реализации функций государственного и муниципального управления, получают теоретические знания в экономической безопасности и эффективного использования государственных ресурсов, учатся использовать методы анализа и оценки уровня обеспечения экономической безопасности государственного и муниципального управления. |
12.4. |
1.12.4 Экономическая и финансовая безопасность предприятия (организации) |
Целью дисциплины «Экономическая и финансовая безопасность организации (предприятия)» является овладение студентами знаниями в области экономической и финансовой безопасности предприятия и приобретение практических навыков в области обеспечения и защиты экономической безопасности хозяйствующих субъектов, навыков построения системы экономической и финансовой безопасности предприятий, подготовка студентов к активной деятельности в данной области. В процессе обучения студенты рассматривают вопросы, связанные со структурой системы экономической безопасности предприятия, а также с финансовой, информационной, кадровой безопасностью. Кроме того, уделяется внимание изучению способов защиты от внешних экономических угроз. |
12.5. |
1.12.5 Экономическая и финансовая безопасность территорий |
Дисциплина «Экономическая и финансовая безопасность территорий» призвана сформировать у студентов устойчивую систему представлений о жизненно важных интересах личности, общества и государства в РФ в сфере экономики, стратегических приоритетах и механизмах их реализации на национальном и региональном уровнях. В ходе освоения курса студенты изучают теоретические основы организации безопасности, общие подходы к обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации, рассматривают стратегические программы развития национальной безопасности в Российской Федерации, определяют место региональной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации, вырабатывают умения самостоятельно оценивать экономическую, экологическую, социальную безопасность региона, формируют практические навыки оценки безопасности региона и разработки мероприятий по снижению угроз безопасности региона. |
13. |
М.1.13. Учет и анализ в управлении бизнесом |
Основной целью освоения модуля «Учет и анализ в управлении бизнесом» является формирование теоретических знаний и практических навыков у студентов в области бухгалтерского учета и экономического анализа. Основной задачей изучения дисциплины является овладение студентами основными принципами и методами экономического анализа на предприятии, умение анализировать и оценивать базовую экономическую информацию, выявлять основные проблемы и сильные стороны деятельности предприятия на основе проведенного анализа и планировать свою деятельность с учетом результатов этого анализа и оценки. |
13.1. |
1.13.1 Бухгалтерский учет |
Изучение дисциплины «Бухгалтерский учет» предполагает лекционный курс, практические занятия и самостоятельную работу студентов с нормативными документами, учебниками, дополнительной литературой. Лекционный материал по курсу носит проблемный характер (применяется метод проблемного обучения). На практических занятиях решаются конкретные хозяйственные ситуации, позволяющие раскрыть содержание предмета и методов ведения бухгалтерского учета на предприятии. |
13.2. |
1.13.2 Экономический анализ |
Дисциплина «Экономический анализ» предназначена для формирования у студентов теоретических знаний по комплексному анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия и практических навыков основных экономических расчетов и анализа в области функционирования предприятия. |
14. |
М.1.14. Управленческие основы профессиональной деятельности |
Модуль «Управленческие основы профессиональной деятельности» носит междисциплинарный характер. Модуль включает в себя такие дисциплины, как «Менеджмент», «Основы маркетинга», «Управление персоналом», «Основы инновационного и проектного менеджмента», «Управление бизнес-процессами», «Логистика и управление закупками». Модуль не только имеет широкий научный междисциплинарный фундамент, но и максимально приближен к практической жизни. |
14.1. |
1.14.1 Логистика и управление закупками |
Дисциплина «Логистика и управление закупками» формирует базовые теоретические знания в функциональных областях логистики и развивает практические навыки эффективного планирования, внедрения и реализации логистических технологий в производственной и торговой деятельности. |
14.2. |
1.14.2 Менеджмент |
Дисциплина «Менеджмент» призвана развить у обучаемых самостоятельное логическое мышление о сущности и содержании процессов в организациях, функционирующих в жестких условиях конкурентной среды; В процессе обучения студенты знакомятся с фундаментальными основами управления организационными системами. Формируются знания и умения в управлении процессами организации, инновациями, изменениями. |
14.3. |
1.14.3 Основы инновационного и проектного менеджмента |
Дисциплина «Основы инновационного и проектного менеджмента» направлена на формирование у обучающихся теоретических представлений об инновационном и проектном менеджменте. Рассматриваются процессы управления проектами, получают системные знания о типологии инноваций, изучают основные методы анализа инноваций и особенности управления инновационными проектами Помимо изучения теоретических вопросов студенты осваивают практические навыки управления различными проектами с применением инновационных подходов. |
14.4. |
1.14.4 Основы маркетинга |
Дисциплина «Основы маркетинга» включает в себя изучение маркетингового подхода к управлению современными организациями, ориентированного на учет требований современных рынков, потребителей, разработке адаптационного механизма управления с учетом динамики и вектора вешних изменений, а также условий турбулентности внешней среды организации. |
14.5. |
1.14.5 Управление бизнес-процессами |
Дисциплина «Управление бизнес-процессами» формирует знания и умения процессного моделирования, анализа и совершенствования бизнес-процессов, ознакомление с инструментальными системами для моделирования. В рамках изучения курса рассматриваются функциональные и процессные подходы к управлению предприятием, управление бизнес-процессами, регламентирование бизнес-процессов, методология и моделирование бизнес-процессов, совершенствование бизнес-процессов организации. |
14.6. |
1.14.6 Управление персоналом |
Дисциплина «Управление персоналом» формирует у обучающихся теоретические и методологические знания по управлению персоналом и его развитием. В процессе обучения студенты приобретают знания и практические навыки по разработке и применению технологий управления персоналом и его развитием Кроме того, формируются умения, связанные с выявлением проблем в области управления персоналом организации, кадровой безопасности и нахождением способов их решения. |
15. |
М.1.15. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
Модуль «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» является модулем базовой части образовательной программы. Модуль включает в себя следующие дисциплины: «Административное право», «Гражданское право», «Финансовое и налоговое право», «Уголовное право и уголовный процесс». Модуль направлен на формирование компетенций, связанных с правовым обеспечением профессиональной деятельности, способностью решать поставленные задачи в соответствии с нормативными правовыми актами, принимать решения с учетом действующего законодательства, оценивать юридические последствия этих решений. |
15.1. |
1.15.1 Административное право |
Дисциплина «Административное право» рассматривает вопросы административно-правового регулирования: место и значение административного права в системе отраслей Российского права; систему государственного управления; специфику исполнительно-распорядительной деятельности; государственную и муниципальную службу и статус служащих; систему административного принуждения, в том числе институт административной ответственности, а также систему отраслевого и межотраслевого управления. |
15.2. |
1.15.2 Гражданское право |
Дисциплина «Гражданское право» рассматривает вопросы правового регулирования коммерческой деятельности: рассматриваются общие положения гражданского права (понятие, источники, субъекты, объекты, юридические факты гражданского права, представительство и доверенность, сроки в гражданском праве), основы вещного и обязательственного права и другие вопросы. |
15.3. |
1.15.3 Уголовное право |
Дисциплина «Уголовное право и уголовный процесс» включает в себя такие тематические блоки, как уголовное право, понятие и признаки уголовного преступления, наказание в уголовном праве, преступления в сфере экономической деятельности, общие принципы уголовного процесса, стадии уголовного процесса. Целью дисциплины является получение студентами теоретических знаний и формирование практических навыков в области уголовного права и уголовного процесса, а также выработка умений использования полученных навыков при проведении отдельных следственных действий, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, а также проведении уголовного процесса. |
15.4. |
1.15.4 Финансовое и налоговое право |
Дисциплина «Финансовое и налоговое право» охватывает круг вопросов, связанных с актуальными проблемами финансового права и налогового права, включая проблемы предмета финансового права, проблемы правовой природы финансово-правовой ответственности, проблемы развития межбюджетных правоотношений, проблемы совершенствования системы налогов и сборов РФ и др. |
16. |
М.1.16. Налоги и налогообложение |
Модуль «Налоги и налогообложение» позволяет получить представление о теории и методологии исчисления и уплаты налоговых и других обязательных платежей. Изучаются вопросы теории обложения, современная терминология обложения субъектов обязательными платежами, основы построения налоговых систем, изучаются основные элементы налоговых платежей и других обязательных изъятий государства, формируются представления о порядке их исчисления и уплаты, а также принципах и методах их администрирования. |
16.1. |
1.16.1 Налоги и налогообложение |
Изучение дисциплины «Налоги и налогообложение» предполагает лекционный курс, практические занятия и самостоятельную работу студентов с нормативными документами, учебниками, дополнительной литературой. Лекционный материал по курсу носит проблемный характер (применяется метод проблемного обучения). На практических занятиях решаются конкретные хозяйственные ситуации, позволяющие раскрыть содержание предмета и методов ведения налогового учета и налогового планирования на предприятии. |
16.2. |
1.16.2 Налогообложение юридических и физических лиц |
Дисциплина «Налоги с юридических и физических лиц» ориентирована на изучение основных элементов налоговой системы РФ: её структуры и экономической сущности налогообложения. Подробно рассматривается структура основных налогов, взимаемых с юридических лиц, их роль и место в налоговой системе и формировании доходов бюджетов разных уровней. Изучаются основные принципы, методы и технология исчисления этих налогов, направления реформирования процессов налогообложения юридических лиц. Подробно рассматривается структура налогов физических лиц, их роль и место в налоговой системе и формировании доходов бюджетов разных уровней, функции и значение этих налогов в системе социально-экономического регулирования развития отдельных групп населения. Изучаются основные принципы, методы и технология исчисления этих налогов, направления реформирования процессов налогообложения физических лиц. |
17. |
М.1.17. Приемы и методы финансового контроля |
Модуль «Приемы и методы финансового контроля» нацелен на развитие и углубление знаний, полученных в базовых экономических и аналитических модулях, позволяет сформировать целостные представления о методах и приемах контрольной деятельности проверяющих государственных органов; теоретических основ и о принципах и методах изучения законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций и процессов в организациях всех форм собственности на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля; методологии проведения налоговых проверок результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, приобретение практических навыков по организации и проведению проверок соблюдения налогового законодательства Российской Федерации в соответствии с нормативными и инструктивными материалами. Модуль включает в себя следующие дисциплины: «Аудит», «Контроль и ревизия», «Судебная экономическая экспертиза». |
17.1. |
1.17.1 Аудит |
Изучение дисциплины «Аудит» предполагает лекционный курс, практические занятия и самостоятельную работу студентов с нормативными документами, учебниками, дополнительной литературой. Лекционный материал по курсу носит проблемный характер (применяется метод проблемного обучения). На практических занятиях решаются конкретные хозяйственные ситуации, позволяющие раскрыть содержание предмета и методов ведения аудиторских проверок на предприятии. |
17.2. |
1.17.2 Контроль и ревизия |
Дисциплина «Контроль и ревизия» охватывает круг вопросов, связанных методикой осуществления ревизионного контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций. В результате освоения содержания дисциплины студент должен знать основные принципы контроля, задачи и функции контроля, классификацию контроля, основные направления внешнего и внутреннего контроля, организацию контрольно-ревизионной работы. |
17.3. |
1.17.3 Судебная экономическая экспертиза |
Дисциплина «Судебная экономическая экспертиза» предназначена для формирования у студентов компетенций, связанных с порядком и особенностями проведения судебной экспертизы в области экономической деятельности. В результате освоения дисциплины студенты должны обладать навыками исследования и анализа конкретного субъекта хозяйственной деятельности с целью выявления и/или предупреждения экономических правонарушений |
18. |
М.1.18. Денежное обращение и кредит |
Модуль «Денежное обращение и кредит» относится к базовой части образовательной программы. Модуль включает в себя следующие дисциплины: «Деньги, кредит, банки», «Рынок ценных бумаг», «Страхование». Модуль ориентирован на изучение фундаментальных закономерностей развития и функционирования категорий финансы, деньги, кредит. Рассматриваются основные факторы, влияющие на стабильность денежной, финансовой и кредитной систем государства. Изучаются прикладные вопросы, связанные с функционированием отдельных элементов финансовой системы: страхования, банков, кредитования, рынка ценных бумаг и др. |
18.1. |
1.18.1. Деньги, кредит, банки |
Дисциплина «Деньги, кредит, банки» представляет из себя обширный общетеоретический курс, включающий по сути три самостоятельных предмета – «Деньги и денежное обращение», «Кредитный рынок» и «Банковское дело». Такое объединение курсов объясняется, прежде всего, их тесной взаимосвязью и взаимозависимостью. Действительно, деньги лежат в основе функционирования кредитной системы страны, а преобладающей формой кредита на сегодня является именно денежная форма. В свою очередь, банковское дело немыслимо без денег и кредита. Таким образом, наука о деньгах, кредите и банках закладывает фундамент экономических знаний. Целью преподавания данного курса является формирование у будущих специалистов необходимого объема знаний и целостного представления о роли и функциях денег в экономике, принципах организации и формах кредита, а также о банковской системе страны и функциях банков. В соответствии с поставленной целью в ходе изучения указанного курса решаются следующие задачи: – анализируются экономические основы организации денежного обращения; – изучаются теоретические концепции развития денежных отношений и кредита; – выявляются сущность и роль кредита; – исследуются операции коммерческих банков и принципы организации банковской деятельности; Курс «Деньги, кредит, банки» строится с учетом новейших методологических принципов, преподавание ведется с использованием современного подхода к денежно-кредитным отношениям. На семинарских занятиях закрепляются и совершенствуются ранее приобретенные умения и навыки. В процессе практических занятий важнейшее внимание уделяется формированию у студентов определенных умений и навыков применения теоретических положений. Для успешного освоения курса студентам рекомендуется ознакомиться с содержанием статей в научных журналах и материалами научных конференций. |
18.2. |
1.18.2 Рынок ценных бумаг |
Дисциплина «Рынок ценных бумаг» включает в себя три основных тематических блока: понятие ценной бумаги и виды ценных бумаг; участники рынка ценных бумаг; государственное регулирование рынка ценных бумаг. Цель дисциплины «Рынок ценных бумаг» состоит в формировании у студентов системы современных фундаментальных знаний и практических навыков в области ценных бумаг, раскрытие особенностей и закономерностей функционирования данного рынка в важный период реформирования экономики страны с учетом новейших достижений зарубежной науки и практики функционирования рынка ценных бумаг. Задачи дисциплины: дать студентам понятия об участниках рынка ценных бумаг, их целям и особенностям работы, дать представления о целях и способах государственного регулирования рынка ценных бумаг, особенностях и недостатках государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ, обучить студентов проведению комплексного инвестиционного анализа в части приобретения, выпуска и перемещения ценных бумаг, умению принимать комплексные инвестиционные решения и прогнозировать возможные результаты этих решений, сформировать у студентов навыки принятия решений на рынке ценных бумаг, включая такие возможности, выработка определенных торговых стратегий и т.п. Основное внимание в данном курсе уделяется изучению классических ценных бумаг, фундаментальным вопросам теории ценных бумаг, экономической природе и функциям этих ценных бумаг, правовым основам их выпуска и обращения, и регулирования рынка ценных бумаг в целом. Поскольку знание экономической и правовой природы корпоративных ценных бумаг необходимо работникам предприятий и финансово-кредитных организаций для принятия решений по управлению финансами, то рассмотрение вопросов об эмиссии акций и облигаций также включено в программу курса. Данная дисциплина позволяет студентам составить общее представление об экономических процессах, происходящих на финансовом рынке в целом и рынке ценных бумаг, в частности. Целевая направленность преподавания дисциплины определена ориентацией в подготовке специалистов на практическую работу в области экономической безопасности. По этой причине основной упор делается на применение базовых правовых документов к работе с ценными бумагами, как денежного суррогата. Изучение курса обеспечивает реализацию высшего специального образования специалиста по вопросам: правовых основ выпуска ценных бумаг, основных закономерностей обращения ценных бумаг, правовому регулированию операций с ценными бумагами, особенностям деятельности профессиональных участников на рынке ценных бумаг, государственному регулированию рынка ценных бумаг. |
18.3. |
1.18.3 Страхование |
Основной целью преподавания дисциплины «Страхование» является изучение студентами экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием страховых денежных фондов, а также методов и форм организации этих отношений, обеспечивающих наиболее рациональное и эффективное использование имеющихся страховых ресурсов. Страховые отношения являются неотъемлемой составной частью экономических отношений в целом и одновременно важным инструментом реализации государственной социально-экономической политики. В наши дни страхование представляет собой эффективный и очень востребованный способ управления социально-экономическими рисками Курс строится с учетом новейших методологических принципов, преподавание ведется с использованием современного подхода к страхованию. На семинарских занятиях закрепляются и совершенствуются ранее приобретенные умения и навыки. В практическом отношении задачей курса является формирование у студентов необходимого объема знаний и целостного представления о страховании как составной части финансовой системы общества. В процессе практических занятий важнейшее внимание уделяется формированию у студентов определенных умений и навыков применения теоретических положений. Главная задача курса – научить будущего специалиста и руководителя эффективно организовать страховое дело и управлять им. Содержание учебного материала позволяет получить необходимую сумму знаний, соответствующую требованиям, предъявляемым к специалистам высшей квалификации в области страхования. Для успешного освоения курса студентам рекомендуется ознакомиться с содержанием статей в научных журналах и материалами научных конференций. |
19. |
М.1.19 Специальная подготовка |
Модуль «Специальная подготовка» объединяет дисциплины, призванные сформировать знания и умения студентов в области выявления, предупреждения и пресечения правонарушений и преступлений в экономической сфере, дает представление о необходимых процессуальных действиях, применяемых в этой области, позволяет юридически правильно квалифицировать выявленные правонарушения и преступления, выявлять закономерности совершения преступлений. Модуль включает в себя такие дисциплины, как «Оперативно-розыскная деятельность», «Основы криминалистики», «Основы расследования и квалификации экономических правонарушений и преступлений». |
19.1. |
1.19.1 Оперативно-розыскная деятельность |
Дисциплина «Оперативно-розыскная деятельность» выступает важным инструментом в формировании профессиональных компетенций специалистов в сфере экономической безопасности. Целью дисциплины является формирование у студентов комплексного представления об оперативно-розыскной деятельности и использование ее возможностей для раскрытия, расследования и предотвращения преступлений. В рамках изучения дисциплины студенты получают знания о практически значимой части отечественной юриспруденции по применению норм оперативно-розыскного законодательства и защите человека, общества и государства от преступных посягательств. |
19.2. |
1.19.2 Основы криминалистики |
Дисциплина «Основы криминалистики» включает в себя четыре основных тематических блока: введение в криминалистику; криминалистическая техника; криминалистическая тактика; методика расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Целью дисциплины является получение студентами теоретических знаний и формирование практических навыков в области криминалистики, а также выработка умений использования полученных навыков при проведении отдельных следственных действий, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений экономической направленности. |
19.3. |
1.19.3 Основы расследования и квалификации экономических правонарушений и преступлений |
Дисциплина «Основы расследования и квалификации экономических правонарушений и преступлений» позволяет познакомиться с основами сущности и содержания экономических правонарушений, причин их возникновения, методов измерения и борьбы с преступными проявлениями в сфере экономики является составной частью профессионального образования студентов, позволяет более эффективно осваивать теоретический материал прочих курсов и принимать адекватные решения при практической деятельности сообразно сложившейся ситуации. |
20. |
М.1.20. Риск-менеджмент |
Модуль «Риск-менеджмент» является базовым модулем образовательной программы, направлен на формирование компетенций, связанных с умением идентифицировать риски в области экономической безопасности, оценивать риски и последствия принятия рискованных управленческих решений, способность управлять рисками в области экономической безопасности. Модуль «Риск-менеджмент» включает в себя такие дисциплины, как «Оценка и управление рисками», «Управление финансовыми рисками предприятия». |
20.1. |
1.20.1 Оценка и управление рисками |
Дисциплина «Оценка и управление рисками» рассматриваются следующие группы вопросов: введение в дисциплину; процессы управления рисками (планирование управления рисками, идентификация рисков, качественный анализ рисков, количественный анализ рисков, планирование реагирования на риск, мониторинг и управление рисками проекта. Детально рассматриваются классические качественные и количественные методы анализа рисков, такие как карта рисков, анализ чувствительности, сценарный анализ, метод Монте-Карло. Кроме того, дополнительно в контексте анализа рисков рассматриваются такие инструменты, как PEST- и SWOT-анализы, дерево решений, метод «галстук-бабочка», теория игр, метод реальных опционов, нечетко-множественный подход и др. |
20.2. |
1.20.2 Управление финансовыми рисками предприятия |
Дисциплина «Управление финансовыми рисками предприятия» включает в себя четыре основных тематических блока: понятие риска и виды рисков; понятие, основные способы и методы управления рисками; страхование финансовых рисков; диверсификация финансовых рисков. Цель дисциплины «Управление финансовыми рисками предприятия» состоит в формировании у студентов теоретических знаний по управлению финансовыми рисками на уровне предприятия, подготовка студентов к активной деятельности в области управления финансами предприятия в важный период реформирования экономики страны с учетом новейших достижений зарубежной науки и практики функционирования финансового рынка. Задачи дисциплины: дать студентам понятия о риске, в том числе различных видах финансовых рисков, особенностям их формирования и последствиям игнорирования рисков, дать представления о целях и различных способах управления финансовыми рисками, включая финансовое страхование рисков, обучить студентов проведению комплексного инвестиционного анализа в части управления финансовыми рисками, в том числе диверсификации рисков, умению принимать комплексные инвестиционные решения и прогнозировать возможные результаты этих решений, сформировать у студентов навыки принятия решений в области управления финансовыми рисками. Данная дисциплина позволяет студентам составить общее представление о различных видах экономических рисков, в том числе финансовых рисках, способах и методах управления этими рисками в различных ситуациях. Целевая направленность преподавания дисциплины определена ориентацией в подготовке специалистов на практическую работу в области экономической безопасности. По этой причине основной упор делается на изучение способов и методов управления финансовыми рисками с целью повышения экономической безопасности обычной хозяйственной, инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. |
21. |
М.1.21. Информационное обеспечение профессиональной деятельности |
В рамках модуля «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» предполагается рассмотреть основные аспекты содержания информационных технологий, отличительной особенностью которой является повышение эффективности профессиональной деятельности. Целью модуля является формирование у студентов компетенций, связанных с основами организации современных информационных технологий и их применения в экономической и управленческой деятельности предприятий, рассмотрение основных принципов построения, внедрения и ведения специализированных информационных систем, создание у студентов целостного представления о процессах формирования информационного общества, а также формирование у студентов знаний и умений в области экономической и компьютерной подготовки, необходимых для успешного применения современных информационных технологий в сфере своей профессиональной деятельности на практике. Дисциплины входящие в модуль: «Информационная безопасность», «Технические способы защиты информации» |
21.1. |
1.21.1 Информационная безопасность |
Дисциплина «Информационная безопасность» охватывает круг вопросов, связанных с изучением основных принципов, методов и средств защиты информации в процессе ее обработки, передачи и хранения с использованием компьютерных средств в информационных системах. Дисциплина «Информационная безопасность» занимает важное место в структуре образования и подготовки будущих специалистов экономической безопасности. Теоретической основой дисциплины «Информационная безопасность» являются основные положения дисциплин математики и информатики в объемах базовых курсов. В рамках курса «Информационная безопасность» применяются такие методы преподавания как проблемные лекции с использованием информационного поиска в сети Интернет, анализ конкретных ситуаций. Для успешного освоения курса студентам рекомендуется ознакомиться с содержанием статей в научных журналах, отчетами о научно-исследовательской работе, сайтами научных организаций в сети Интернете, материалами научных конференций. |
21.2. |
1.21.2 Технические способы защиты информации |
Дисциплина «Технические способы защиты информации» формирует у студентов навыки, необходимые для решения таких профессиональных задач, как проведение мониторинга защищенности объекта; поиск рациональных решений при разработке средств защиты информации с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения. В результате освоения дисциплины студент должен знать виды информации, защищаемой инженерными устройствами и техническими средствами; источники и носители информации, защищаемой инженерными устройствами и техническими средствами; виды угроз безопасности информации, защищаемой инженерными устройствами и техническими средствами; принципы добывания и обработки информации техническими средствами; основные способы и принципы работы средств наблюдения объектов, подслушивания и перехвата сигналов; способы оценки угроз безопасности информации и расходов на инженерно-техническую защиту; контроль эффективности защиты информации. По завершению изучения курса студенты должны уметь описывать объекты защиты; определять рациональные меры защиты на объектах и оценивать уровень и эффективность защиты, а также иметь навыки применения современных технических средств инженерно-технической защиты информации. |
22. |
М.1.22. Антикризисное управление |
Модуль «Антикризисное управление» ориентирован на изучения фундаментальных закономерностей развития кризисных процессов, а также основных процессов применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли. Рассматриваются основные инструменты финансового оздоровления предприятия. Изучаются методы оценки стоимости бизнеса. Рассматриваются вопросы разработки бизнес-плана финансового оздоровления. Изучаются правовые процедуры проведения банкротства предприятия. Дисциплины модуля: «Антикризисное управление», «Банкротство», «Бизнес-планирование», «Оценка стоимости бизнеса», «Финансовое оздоровление предприятия» |
22.1. |
1.22.1 Антикризисное управление |
Дисциплина «Антикризисное управление» призвана сформировать у студентов базовые знания в области кризис-прогнозных методик, принципов и специфических методов управления на микро-, мезо-, макроуровнях в условиях кризиса. В ходе изучения дисциплины рассматриваются такие вопросы, как сущность и правовые основы антикризисного управления; взаимосвязь производственных и финансовых решений в антикризисном управлении; финансовый анализ и прогнозирование вероятности банкротства; разработка программы антикризисного управления на предприятии. |
22.2. |
1.22.2 Банкротство |
Дисциплина «Банкротство» рассматривает теоретические основы нормативно-правового регулирования несостоятельности (банкротства) в России. В ходе изучения дисциплины студенты осваивают базовые понятия и принципы правового регулирования несостоятельности (банкротства). В рамках курса рассматриваются вопросы правовой природы несостоятельности; правового статуса субъектов, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве); правового регулирования процедур несостоятельности (банкротства); правового регулирования восстановительных процедур несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций; особенности банкротства отдельных категорий должников. |
22.3. |
1.22.3 Бизнес-планирование |
Дисциплина «Бизнес-планирование» способствует формированию у студентов научно-прикладного аппарата бизнес-планирования и перспективного моделирования бизнеса на ближайшую и долгосрочную перспективы с учетом многочисленных и постоянно меняющихся условий внешней и внутренней среды, а также подготовка будущих специалистов к реализации прикладных задач бизнес-планирования таких как стратегическое планирование, антикризисное управление, финансовое оздоровление, прогнозирование, инвестиционное и финансовое планирование. Изучение курса направлено на закрепление теоретических знаний и развитие навыков осуществления функционирования рыночных структур на основе комплексного представления о существующих подходах, дифференцированных методах и инструментах бизнес-планирования. В результате изучения дисциплины студенты должны освоить основы теории и инструменты бизнес-планирования, иметь системное представление о видах, возможностях и условиях разработки бизнес-планов (в т.ч. бизнес-планов финансового оздоровления); содержание основных разделов бизнес-плана, формы отчетности и показатели оценки инвестиционной привлекательности бизнес-проекта; методику построения, анализа и прикладного использования бизнес-плана в хозяйственной деятельности предприятия; процесс организации бизнес-планирования на предприятии и контроль за его реализацией; особенностей бизнес-планирования в условиях становления рыночных отношений, а также в условиях кризиса. |
22.4. |
1.22.4 Оценка стоимости бизнеса |
Дисциплина «Оценка стоимости бизнеса» формирует у студентов комплексные знания о целях, принципах, подходах и этапах проведения оценки стоимости бизнеса, использования полученных данных при принятии управленческих решений относительно дальнейшего повышения стоимости. В ходе освоения курса даются концептуальные основы оценки стоимости бизнеса, рассматривается структура отчета об определении стоимости и основные положения управления стоимостью бизнеса, формируются навыки применения методик оценки рыночной стоимости предприятия и выбора рациональной методики оценки в зависимости от целей ее проведения. |
22.5. |
1.22.5 Финансовое оздоровление предприятия |
Дисциплина «Финансовое оздоровление предприятия» позволяет студентам научиться выявлять проблемы, предполагаемые и реальные причины, симптомы и факторы кризиса, т.е. все проявления совокупного обострения противоречий, вызывающие наступление кризиса. Целью данной дисциплины в системе подготовки специалистов по экономической безопасности является приобретение необходимых знаний, навыков и научно-практических представлений в области организации комплексного развития и функционирования антикризисного управления как системы, а также института банкротства в России. В ходе освоения курса у студентов формируется комплекс знаний, необходимых для анализа современных проблем в области управления в условиях кризиса; исследования влияния процессов финансовое оздоровление предприятия на динамику экономического роста; практической реализации комплекса мер по финансовому оздоровлению предприятия в условиях финансовых и денежно-кредитных отношений контрагентов; разработки антикризисных методов управления, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого предприятия. |
23. |
М.1.23. Физическая культура и спорт |
Модуль включает дисциплины «Прикладная физическая культура» и «Физическая культура». «Прикладная физическая культура» представляет собой элективный курс, направленный на обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности обучающихся и уровня физической подготовленности для выполнения ими соответствующих нормативов. Дисциплина «Физическая культура» ориентирована на овладение теоретическими основами одноименной сферы деятельности и технологиями проектирования индивидуальной прикладной физической культуры. |
|
Формируемая участниками образовательных отношений |
|
24. |
М.1.24. Экономика и финансы организации (предприятия) |
Модуль «Экономика и финансы организации (предприятия)» нацелен на развитие и углубление знаний, полученных в базовых экономических, аналитических и статистических модулях, позволяет сформировать целостные представления о деятельности организаций (предприятий), показателях, характеризующих результаты и эффективность их работы, методику их оценки; изучает финансовые потоки на уровне организаций (предприятий); основы финансов и финансового менеджмента. Модуль состоит из таких дисциплин, как «Финансы и финансовый менеджмент», «Экономика организации» |
24.1. |
1.24.1 Финансы и финансовый менеджмент |
Дисциплина «Финансы и финансовый менеджмент» предполагает рассмотрение теории финансов организаций, основных принципов организации финансов предприятий различных форм собственности и различных отраслей экономики, а также ориентирована на изучение основ финансового менеджмента и основ управления важнейшими элементами активов хозяйствующего субъекта, что способствует большей обоснованности принимаемых управленческих решений, обеспечивая на этой основе повышение их эффективности. Целью дисциплины «Финансы и финансовый менеджмент» является формирования у студентов законченных представлений о процессе образования, распределения и использования различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности, а также овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками принятия решений в области финансовой системы предприятий (организаций). |
24.2. |
1.24.2 Экономика организации |
Дисциплина «Экономика организации» включает в себя четыре основных тематических блока: предприятие как субъект экономики; производственные ресурсы предприятия; основные экономические результаты деятельности предприятия; основы планирования деятельности предприятия. Дисциплина предназначена для формирования у студентов теоретических знаний по экономике предприятия и практических навыков основных экономических расчетов в области функционирования предприятия. Основными задачами изучения дисциплины являются - овладение студентами основными принципами и методами экономических расчетов на предприятии, умения анализировать и оценивать базовую экономическую информацию и планировать свою деятельность с учетом результатов этого анализа и оценки. |
25. |
М.1.25. Защита охраняемой законом тайны |
Модуль «Защита охраняемой законом тайны» ориентирован на изучение особенностей классификации, организации и защиты охраняемой законом тайны – государственной, коммерческой и т.д. Рассматриваются основные вопросы классификации, организации и защиты охраняемой законом тайны, вопросы учета тайны в текущей и инновационной деятельности предприятия, а также основные каналы нарушения охраняемой законом тайны, экономические, управленческие и иные способы пресечения противоправных действий. Значительное внимание уделено прикладным вопросам, связанным с осуществлением экономических и управленческих функций на предприятии с учетом режима секретности. Дисциплины модуля: «Государственная и коммерческая тайна», «Теневая экономика». |
25.1. |
1.25.1 Государственная и коммерческая тайна |
Дисциплина «Государственная и коммерческая тайна» знакомит студентов с актуальной, действующей на данный момент нормативной базой в области информационной безопасности. Рассматриваются основные направления развития законодательства, обсуждаются проблемы правоприменения действующих норм в отношении защиты государственной и коммерческой тайны В рамках курса рассматриваются вопросы формирования и правоприменения Федеральных законов в области защиты государственной и коммерческой тайны, документы, регламентирующие сертификацию и лицензирование в сфере деятельности с секретными и конфиденциальными сведениями. |
25.2. |
1.25.2 Теневая экономика |
Дисциплина «Теневая экономика» включает теоретические и методические вопросы формирования и развития эффективной стратегии экономической безопасности Российской Федерации с учетом скрытых проявлений экономики, рассмотрение различных видов теневой экономики и процесса борьбы с данными процессами. В ходе освоения курса студенты знакомятся с основами сущности и содержания теневой экономики, причинами её возникновения, методами измерения и борьбы с преступными проявлениями в сфере экономики. Задачами изучения дисциплины являются анализ объективных причин формирования и развития теневой экономики; изучение взаимодействия теневого и легального секторов экономики; изучение основных подходов к анализу противодействию теневой экономике; изучение специфики государственной политики противодействия теневой экономике в различных странах мира; изучение возможностей и пределов противодействия теневой экономике. |
26. |
М.1.26. Служба экономической безопасности на предприятии (организации) |
Модуль «Служба экономической безопасности на предприятии (организации)» - это модуль по выбору студентов. Он является логическим продолжением модуля «Экономическая безопасность» и направлен на изучение вопросов, связанных с дополнительными аспектами функционирования службы экономической безопасности предприятия. В состав модуля входят такие дисциплины, как «Организация службы экономической безопасности», «Формирование системы кадровой безопасности», «Противодействие мошенничеству и коррупции», «Внешнеэкономическая и таможенная деятельность» |
26.1. |
1.26.1 Внешнеэкономическая и таможенная деятельность |
Дисциплина «Внешнеэкономическая и таможенная деятельность» рассматривает нормативно-правовую базу внешнеэкономической деятельности, изучаются принципы регулирования внешнеэкономической деятельности, анализируются проблемы и перспективы участия России в деятельности международных экономических организаций, особенности международных контрактов и ценообразования при проведении внешнеэкономических операций, специфика деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Кроме того, в ходе изучения дисциплины происходит формирование знаний, умений и навыков в области практического взаимодействия с таможенными органами и применения существующих нормативов в таможенном законодательстве для решения профессиональных задач. Рассматриваются основы таможенного и валютного законодательства, особенности таможенного контроля, форм и методов регулирования внешней торговли; изучаются ключевые аспекты перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, вырабатываются навыки проведения таможенного оформления товаров, планирования и организации закупки и продажи товаров на внешнем рынке; изучаются особенности государственного контроля перевозимых через границу товаров, осваиваются практические навыки расчета таможенных платежей. |
26.2. |
1.26.2 Организация службы экономической безопасности |
Дисциплина «Организация службы экономической безопасности» направлена на изучение основ деятельности и функционирования службы экономической безопасности на предприятии. В ходе прохождения курса студенты изучают нормативно-правовую базу, структуры и функции службы безопасности, формируют умения и навыки для предотвращения и устранения опасностей и угроз предприятия. Кроме того, студенты учатся решать профессиональные задачи с учетом нормам морали, профессиональной этики и служебного этикета; планировать и организовывать работу подчиненных. |
26.3. |
1.26.3 Противодействие коррупции и мошенничеству |
Дисциплина «Противодействие коррупции и мошенничеству» рассматривает один из важнейших аспектов финансовой и кадровой безопасности предприятия – теории и практики финансового мониторинга в интересах противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Студенты получат системные знания об организации государственной финансовой разведки и международном сотрудничестве в данной области, действующей нормативно-правовой базе и основных национальных участниках этой деятельности, а также узнают о современной системе контроля политически значимых лиц, противодействия коррупционному поведению в различных отраслях деятельности вне зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Студенты получат умения выявлять на практике признаки совершения коррупционных нарушений, закреплять их в соответствии с требованиями действующего законодательства и принимать обоснованное решение о дальнейших действиях. В этих же целях обучающиеся ознакомятся с деятельностью органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и предприятий с государственным участием в сфере противодействия коррупции. На основе действующих нормативных документов студенты овладеют правилами составления деклараций подотчетных лиц о доходах и расходах за календарный период, методикой анализа указанных деклараций в целях выявления фактов, заслуживающих профессионального внимания, и их последующей перепроверке. В качестве логического завершения курса студенты овладеют основными принципами подготовки и проведения внутреннего служебного расследования, оформления его результатов и организации взаимодействия с контрольными, правоохранительными, следственными и судебными органами государства в интересах полноценной защиты законных интересов в целях противодействия коррупции. |
26.4. |
1.26.4 Формирование системы кадровой безопасности |
Дисциплина «Формирование системы кадровой безопасности» знакомит студентов с классическими и современными подходами к организации системы кадровой безопасности предприятия, а также в ходе изучения курса развиваются необходимые навыки для обеспечения в организации безопасности на всех этапах работы с персоналом. В результате обучения студент должен знать способы обеспечения кадровой безопасности; основы информационной политики компании и способы ее защиты; правовые аспекты обеспечения кадровой безопасности персонала. Также он должен уметь собирать и обрабатывать данные из различных источников; владеть методами оценки и прогнозирования кадровых профессиональных рисков; разрабатывать программы организационных изменений (в т.ч. в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом. В ходе изучения курса обучающие должны овладеть навыками анализа кадровых рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, навыками защиты персональных данных и коммерческой тайны; навыками применения дисциплинарных взысканий, организации и проведения служебного расследования; навыками формирования безопасных корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации. |
27. |
М.1.27. Безопасность в предпринимательской сфере |
Модуль «Безопасность в предпринимательской сфере» - это модуль по выбору студентов. Он является логическим продолжением модуля «Экономическая безопасность» и направлен на изучение вопросов, связанных с дополнительными аспектами безопасности в предпринимательской сфере. В состав модуля входят такие дисциплины, как «Защита прав собственности», «Оценка надежности контрагентов и безопасности коммерческих предложений», «Оценка угроз и защита от рейдерства», «Управление дебиторской задолженностью и кредитная политика». |
27.1. |
1.27.1 Защита прав собственности |
Дисциплина «Защита прав собственности» включает в себя усвоение теоретических положений науки о защите прав собственности и действующих норм законодательства, а также оснований и условий их применения; умение применять нормы гражданского, административного, предпринимательского и иных отраслей права при решении конкретных задач в области защиты прав собственности. |
27.2. |
1.27.2 Оценка надежности контрагентов и безопасности коммерческих предложений |
Дисциплина «Оценка надежности контрагентов и безопасности коммерческих предложений» направлена на изучение механизмов принятия решений, опирающихся на различные аспекты разведывательной и аналитической деятельности в условиях формирующегося информационного общества. В ходе изучения курса формируются компетенции в сфере информационно-аналитического обеспечения безопасности бизнеса. |
27.3. |
1.27.3 Оценка угроз и защита от рейдерства |
Дисциплина «Оценка угроз и защита от рейдерства» представляет собой систематизированное изложение теоретико-методологических и организационно-практических основ оценки ситуаций возникновения криминального (легального) присвоения прав на владение и управление хозяйствующими субъектами и их активами (рейдерства), методов неконкурентной борьбы, незаконного получения доступа к ликвидным активам, стремления сформировать цепочки технологически взаимосвязанных производств (вертикально интегрированные холдинги), направлена на формирование аналитического творческого мышления, умений и навыков использования аналитических инструментов в практической работе для объективной оценки финансово-правового состояния субъектов хозяйствования. Она является научной базой выработки оптимальной экономической, финансовой и юридической политики организации, основой принятия стратегических и тактических управленческих решений и оценки воздействие принимаемых решений на конечные результаты работы. |
27.4. |
1.27. Управление дебиторской задолженностью и кредитная политика |
Дисциплина «Управление дебиторской задолженностью и кредитная политика» рассматривает вопросы управления дебиторской задолженностью в целях повышения эффективности управления оборотными активами любой компании. Грамотно разработанная кредитная политика позволяет максимизировать денежный поток и компенсировать риск, принимаемый на себя компанией, что в конечном счете повышает стоимость компании и благосостояние акционеров. В ходе изучения курса студенты получают знания и навыки в области анализа существующей дебиторской задолженности по срокам возникновения, с позиции платежной дисциплины, по оборачиваемости; определения возможного объема денежных средств, направляемых на финансирование дебиторской задолженности и изменение прибыли компании при различных условиях кредитования; формирования стандартов определения кредитного рейтинга клиентов; выработки критериев предоставления кредитов; обеспечения использования современных кредитных инструментов и контроля исполнения кредитной политики. |
28. |
М. 1.28. Проектный интенсив «Основы работы с информацией в сфере обеспечения экономической безопасности» |
Проектный интенсив «Основы работы с информацией в сфере обеспечения экономической безопасности» направлен на получение студентами практических навыков проектной деятельности. В ходе участия в реальных проектах обучающиеся получают необходимые для специалиста по экономической безопасности навыки работы с информацией, ее поиском, обработкой, формулированием выводов. По завершению проекта студенты защищают его, получая навыки презентации и защиты полученных результатов. |
29. |
М.1.29 Проектный практикум «Основы работы с информацией в сфере обеспечения экономической безопасности» |
Проектный практикум «Основы работы с информацией в сфере обеспечения экономической безопасности» направлен на получение обучающимися основ проектной деятельности. Студенты получают практические навыки об основах работы с информацией в целях обеспечения экономической безопасности. Полученные ранее теоретические навыки закрепляются на практике в ходе выполнения учебного проекта, связанного с поиском, обработкой, систематизации полученной информации и формулированием выводов. По завершению проекта студенты защищают его, получая навыки презентации и защиты полученных результатов. |
30. |
М.1.30. Основы работы с информацией в сфере обеспечения экономической безопасности |
Модуль «Основы работы с информацией в сфере обеспечения экономической безопасности» направлен на развитие таких значимых для специалиста в области экономической безопасности компетенций, как умение работать с информацией. Студенты получают теоретическую информацию об основах работы с информацией в целях обеспечение экономической безопасности. В ходе обучения обучающиеся знакомятся с основами сбора информации, обработки и группировки данных, выявлении взаимосвязей и формулирования выводов. |
31. |
М.1.31 Проектный интенсив BC, «Социально-экономический анализ в целях обеспечения экономической безопасности» |
Проектный интенсив «Социально-экономический анализ в целях обеспечения экономической безопасности» направлен на получение студентами практических навыков проектной деятельности. В ходе участия в реальных проектах обучающиеся получают необходимые для специалиста по экономической безопасности навыки выполнения социально-экономического анализа. По завершению проекта студенты защищают его, получая навыки презентации и защиты полученных результатов. |
32. |
М.1.32 Проектный практикум А - «Социально-экономический анализ в целях обеспечения экономической безопасности» |
Проектный практикум «Социально-экономический анализ в целях обеспечения экономической безопасности» направлен на получение обучающимися основ проектной деятельности. Студенты получают практические навыки об основах проведения социально-экономического анализа в целях обеспечения экономической безопасности. Полученные ранее теоретические навыки закрепляются на практике в ходе выполнения учебного проекта, связанного с поиском, обработкой, систематизаций полученной информации, а также проведением социально-экономического анализа в целях обеспечения экономической безопасности. |
33. |
М.1.33 Социально-экономический анализ в целях обеспечения экономической безопасности |
Модуль «Социально-экономический анализ в целях обеспечения экономической безопасности» направлен на развитие таких значимых для специалиста в области экономической безопасности компетенций, как умение проводить социально-экономический анализ. Студенты получают теоретическую информацию об основах проведения социально-экономического анализа в целях обеспечение экономической безопасности. В ходе обучения обучающиеся знакомятся с основами сбора информации и подготовки информации для проведения анализа, формулирования выводов. |
34. |
М.1.34 Проектный интенсив «Инновационное развитие в целях обеспечения экономической безопасности предприятий, регионов и отраслей» |
Проектный интенсив «Инновационное развитие в целях обеспечения экономической безопасности предприятий, регионов и отраслей» направлен на получение студентами практических навыков проектной деятельности. В ходе участия в реальных проектах обучающиеся получают необходимые для специалиста по экономической безопасности навыки выполнения анализа и моделирования инновационного развития в целях обеспечения экономической безопасности предприятий, регионов и отраслей. По завершению проекта студенты защищают его, получая навыки презентации и защиты полученных результатов. |
35. |
М.1.35 Проектный практикум А – «Инновационное развитие в целях обеспечения экономической безопасности предприятий, регионов и отраслей» |
Проектный практикум «Инновационное развитие в целях обеспечения экономической безопасности предприятий, регионов и отраслей» направлен на получение обучающимися основ проектной деятельности. Студенты получают практические навыки об основах анализа и моделирования инновационного развития предприятий, регионов и отраслей в целях обеспечения экономической безопасности. Полученные ранее теоретические навыки закрепляются на практике в ходе выполнения учебного проекта, связанного с поиском, обработкой, систематизаций полученной информации, а также проведением разработки инновационного проекта для развития предприятий, регионов и отраслей в целях обеспечения экономической безопасности. |
36. |
М.1.36 Инновационное развитие в целях обеспечения экономической безопасности предприятий, регионов и отраслей |
Модуль «Инновационное развитие в целях обеспечения экономической безопасности предприятий, регионов и отраслей» направлен на развитие таких значимых для специалиста в области экономической безопасности компетенций, как умение проводить анализ и моделирование инновационного развития предприятий, регионов и отраслей. Студенты получают теоретическую информацию об основах проведения анализа и моделирования инновационного развития в целях обеспечение экономической безопасности. В ходе обучения обучающиеся знакомятся с основами сбора и подготовки информации для проведения анализа и моделирования, разработки инновационного проекта, формулирования выводов. |
37. |
М.1.37 Проектный интенсив ВС «Национальная безопасность» |
Проектный интенсив «Национальная безопасность» направлен на получение студентами практических навыков проектной деятельности. В ходе участия в реальных проектах обучающиеся получают необходимые для специалиста по экономической безопасности навыки оценки угроз национальной безопасности и разработке мероприятий по повышению уровня национальной безопасности. По завершению проекта студенты защищают его, получая навыки презентации и защиты полученных результатов. |
38. |
М.1.38 Проектный практикум А – «Национальная безопасность» |
Проектный практикум «Национальная безопасность» направлен на получение обучающимися основ проектной деятельности. Студенты получают практические навыки об основах идентификации угроз национальной безопасности, и также разработке мероприятий по повышению уровня национальной безопасности. Полученные ранее теоретические навыки закрепляются на практике в ходе выполнения учебного проекта, связанного с поиском, обработкой, систематизаций полученной информации, а также разработкой мероприятий в целях обеспечения национальной безопасности. |
39. |
М.1.39 Национальная безопасность |
Модуль «Национальная безопасность» направлен на развитие таких значимых для специалиста в области экономической безопасности компетенций, как умение оценивать угрозы национальной безопасности и разрабатывать мероприятия по реагированию на эти угрозы. Студенты получают теоретическую информацию об основах проведения оценки угроз и разработке мероприятий, способствующих повышению уровня национальной безопасности. В ходе обучения обучающиеся знакомятся с основами сбора и подготовки информации для оценки угроз и разработке мероприятий по повышению уровня национальной безопасности. |
40. |
Практика |
Целью прохождения практик является закрепление и углубление теоретической подготовки, развитие способностей к самостоятельной научной работе, а также формирование профессиональных компетенций. Основной целью учебной практики является знакомство студента с основами будущей профессии. В процессе прохождения практики по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (учебная практика) происходит: ознакомление со структурой выбранного предприятия; сбор данных, входящих в информационную составляющую экономической безопасности предприятия, необходимых для написания отчёта; разработка рекомендаций по использованию собранной информации. Информационно-аналитическая практика представляет собой вид практики, непосредственно ориентированной на профессионально-практическую подготовку будущих специалистов. Базой практики является кафедра. Научно-исследовательская работа включает подготовку и систематизацию материалов, необходимых для написания выпускной квалификационной работы. Основной целью практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (производственная практика) является дальнейшее формирование профессиональных компетенций студента. В процессе прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности происходит: изучение организационной структуры предприятия, а также нормативно-правовой базы, регламентирующей его деятельность; сбор материалов для проведения анализа системы экономической безопасности; анализ системы экономической безопасности предприятия; выявление существенных проблем организации системы экономической безопасности и разработка рекомендаций для их устранения. Основной целью преддипломной практики является завершение формирования профессиональных компетенций студента с помощью проведения комплекса практических и научно-исследовательских работ и на их основе овладение профессиональной деятельностью на уровне, соответствующем квалификации направления. Практика проходит в индивидуальной форме. Студенты работают с руководителем практики от организации, включаясь в текущую деятельность предприятия, реализуя конкретные проекты и собирая эмпирический материал для ВКР. Студенты регулярно консультируются с руководителем выпускной квалификационной работы. В процессе прохождения преддипломной практики происходит изучение организационной структуры предприятия, нормативно-правовой базы, регулирующей его деятельность. Студенты собирают материалы для проведения анализа системы экономической безопасности предприятия, выявляют существенные проблемы организации системы экономической безопасности и разрабатывают рекомендации для их устранения. Кроме того, происходит разработака плана мероприятияй по повышению уровня экономической безопасности и обснование его эффективности. |
41. |
Государственная итоговая аттестация |
Структура государственной итоговой аттестации: государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы. Целью государственного экзамена является установление уровня подготовленности обучающегося, осваивающего образовательную программу специалитета, к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (требованиям образовательного стандарта, разрабатываемого и утверждаемого университетом самостоятельно) и ОП по направлению подготовки или специальности высшего образования, разработанной на основе образовательного стандарта. Цель защиты выпускной квалификационной работы - установление соответствия результатов освоения студентами соответствующим требованиям ФГОС. |