Проекты и проектное обучение
С 2020 года стартовало проектное обучение по ОП бакалавриата «Управление персоналом», в котором мы видим перспективу укрепления партнёрства с ведущими предприятиями и возможности управления своей карьерой для студентов.
Всего в течение года реализуется около 40 проектов и четверть из них – по заказу нашего ведущего партнера Екатерины Александровны Сабитовой, HR BP
Общество с ограниченной ответственностью «Коллиерз Интернешнл»/
Colliers International Company Limited, г. Москва
Компания входит в Большую 4-ку по Консалтингу в сфере недвижимости
Мы задали несколько вопросов о важности проектного обучения нашему ведущему партнеру в его реализации, начиная с 1 курса, Екатерине Александровне
- Почему Вы лично приняли решение подать заявку на проект студентам 1 курса?
Моя заявка – вклад в профессиональную осознанность будущих HR-специалистов. За мою карьеру я сформировала не одну HR-команду, и пришла к выводу, что базовые теоретические знания и практические навыки – далеко не всё, что нужно успешному HR-у.
Без четкого понимания личного смысла своей деятельности и вклада в результат конкретного бизнеса сложно применить свои таланты максимально эффективно. Это становится похоже на игру случайностей – повезло встретить «своего» руководителя, «правильную» компанию, занять «правильную» роль в бизнесе. Я хочу, чтобы HR-специалист играл в эту игру, зная правила и хорошо понимая свои цели. Я сама прошла именно такой путь – отвечая на вопрос «как?», я часто забывала отвечать на вопрос «зачем?». А смысл своего существования в профессии необходимо формировать уже с 1-го курса, чтобы развиваться гармонично.
Кроме того, HR-специалист работает с людьми, кому как не ему быть примером осознанности и мотивации.
- Чем, по-Вашему, отличается студент 1 курса и чем он интересен работодателю?
Студент 1 курса мыслит нешаблонно, открыт к новой информации, способен формировать подходы к решению задач, а не повторять что-то готовое. Он еще не устал от большой нагрузки на учебе (посмотрим правде в глаза – иногда усталость от академической нагрузки такова, что ты начинаешь учиться не «по любви», а лишь бы сдать).
Работодатель, который поможет такому студенту вырасти в профессии – получит амбассадора на много лет вперед. Крупный бизнес в России уже давно и системно работает со школьниками именно по этой причине.
- Какие проекты, на Ваш взгляд, могут выполнять студенты на этапе профессиональной подготовки по образовательной программе Управление персоналом? Какая тематика от работодателя востребована?
Все проекты, связанные с прикладными HR-задачами бизнеса, а у каждого бизнеса они свои. Чем больше бизнес будет открыт в своих целях, тем больше помощи от работы со студентами получит.
Я часто имею дело с мифом о том, что студент первых курсов еще ничего толком не умеет, а если так, то как и чем он может помочь. Моя практика говорит – может, потому что HR-специалиста несложно погрузить в специфику небольших HR-задач, если он обладает нужными soft-skills. Польза от такого сотрудничества будет взаимной, нужно только уметь его выстроить.
- Чему учат проекты в отличие от других форм обучения? В чем развивающий потенциал проектной формы обучения?
Проект позволяет получить результат, который можно сравнить с критериями поставленной цели. Это важно, потому что в HR много проектных задач, и чем выше готовность к ним, тем лучше.
При этом, не стоит забывать о других формах обучения, и все форматы получения знаний и навыков сводить только к проектам, это может дать дезадаптацию к процессным задачам.
- Вы предложили тему «Лидерство HR-специалиста». Чем важна тема для подготовки к рынку труда с 1 курса?
Это история про профессиональную этику. Я общалась с HR-специалистами, которые на полном серьезе утверждали, что именно они управляют персоналом в компании. Закономерно, что при этом четко ответить на вопросы «А в чем вы лидер? Какой стиль лидерства вы проявляете?» они не могут.
Кроме того, тема лидерства весьма размыта и обсуждается в основном в поле обыденных разговоров, научных исследований на эту тему немного. Для серьезного развития в лидерстве важно уйти от хайпа в этой теме, работать с фактами, делать честные выводы. Тот, кто будет «лить воду» - проект не защитит. К счастью, таких студентов в моих группах нет.
- Как бы Вы охарактеризовали студентов очной и заочной форм обучения 1 курса по работе в группах, которые Вы консультируете?
Группы очень разные, у каждой свои плюсы. Некоторые группы лучше скоординированы, у кого-то выше мотивация на результат, кто-то получает кайф от процесса групповой работы.
Студенты в группах разные. Есть те, кто отмалчивается на консультациях. Моя задача – проработать со всеми. Тот, кто молчит, может быть очень полезен группе, но иногда он еще об этом просто не знает.
- Ваши пожелания студентам, разрабатывающим проекты?
Чаще проводите совместные воркшопы, мозговые штурмы. И обязательно записывайте все идеи о реализации проекта, которые приходят в голову. В проекте важно, чтобы результат соответствовал критериям. Но важно не забывать, что проект не имеет единственно верного способа решения, это дает огромный простор для творчества.