Искусство России: на границах Востока и Запада

Интервью с научным руководителем

 

ЧЕЛОВЕК НАУК. ЭКСПЕРТ SOTHEBY`S — О ТОМ, ...ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ОЧЕРЕДИ НА СЕРОВА

Портал 66.ru продолжает серию публикаций об уральских ученых, добывающих новые знания о мире вокруг нас. В новой серии спецпроекта критик, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории искусств департамента «Факультет искусствоведения и культурологии» УрФУ Тамара Галеева рассказывает, как проводилась экспертиза картины «Венеция» Бориса Кустодиева в Екатеринбурге, сколько стоит уникальное оборудование в реставрационной лаборатории университета, а также о том, какому историческому событию будут посвящены выставки по всему миру в 2017 году.

Тамара Александровна Галеева специализируется на искусстве русского зарубежья, художественных связях России и Запада в ХХ веке и современном искусстве. Защитила кандидатскую диссертацию «Творчество Б.Д. Григорьева и его место в русском искусстве начала ХХ века». На кафедре ведет курсы «Искусство Западной Европы Средних веков», «Искусство русского зарубежья», «Художественные практики XX века», «Современная книга художника», «Современное искусство Екатеринбурга», спецпрактику «Кураторство проектов современного искусства»… Выпускник программы Фулбрайт (2006). Прошла научные стажировки в университетах и музеях США, Франции, Англии, Чехии и др. Эксперт в области искусства русского зарубежья мировых аукционных домов Sotheby`s и Christie`s.

Кроме того, Тамара Александровна заведует лабораторией художественных практик и музейных технологий (недавно появился сектор экспертизы и реставрации), руководит Центром современной культуры и «Музеем Старика Букашкина» УрФУ. Была удостоена премии имени Дэфни Хэйр за реализацию художественного проекта «Урал — Техас» (1997), лауреат общественного проекта «Признание» администрации города Екатеринбурга «за личный вклад в историю города» (2014). Организатор и куратор более 100 выставочных проектов в университете и за его пределами. Регулярно принимает участие в мероприятиях уральского филиала Государственного центра современного искусства в качестве лектора или ведущего.

ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГРАНТАХ И ЗАБЫТЫХ ХУДОЖНИКАХ

Чем еще может заработать кафедра, помимо проведения экспертиз, за которые денег мы пока не берем? Тем, чем зарабатывают все гуманитарии, — грантами. Чаще всего речь идет об индивидуальных грантах, с которых университет получает лишь небольшой процент. Это личный вклад искусствоведа, который может иметь не только символическое, но и финансовое выражение. Правда, в долгосрочной перспективе. Если честно, я не вижу острой необходимости в том, чтобы каждое научное исследование непременно имело конкретное коммерческое выражение. Коммерческий эффект от исследований, особенно в нашей искусствоведческой сфере, безусловно, есть: чем больше прирастают знания о художнике, его произведениях, тем выше он ценится не только в музейном пространстве, но и на арт-рынке. Однако результат в гуманитаристике, как мы хорошо знаем, может быть отложенным. Необходима достаточно длительная аккумуляция научных знаний, для того чтобы неизвестное ранее явление искусства обрело зримые контуры, тем более — стало финансовой инвестицией.

Например, мои коллеги Сергей Васильевич Голынец, Галина Владимировна Голынец и я сама много лет занимаемся творчеством художников-эмигрантов. В 1920-х годах они уехали во Францию, в Англию или в Америку и были забыты здесь, в России. Наши статьи, книги помогли восстановить их имена в истории русского искусства. Так, после выхода о Борисе Дмитриевиче Григорьеве (художник-эмигрант, попавший под запрет в советское время, — прим. 66.ru) ряда статей, а затем и монографии, к которой я имею непосредственное отношение, на антикварном рынке его работы попали в сегмент самых востребованных, а картины и рисунки вошли в постоянные или временные экспозиции ведущих музеев мира.

После того как была издана монография Тамары Александровны о художнике-эмигранте Борисе Григорьеве, в «Метрополитен-музее» (Нью-Йорк) появились его временные экспозиции (хотя раньше их там никогда не было), а одна из его работ даже вошла в постоянную экспозицию Национального музея Праги.

О СТОЛЕТИИ РЕВОЛЮЦИИ И МОДЕ НА СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО НА ЗАПАДЕ

Три года назад, когда праздновали столетие Дягилевских сезонов в Париже, по многим крупным музеям мира прокатилась волна выставок, посвященных Сергею Дягилеву и русским художникам, так или иначе вовлеченным в модернистское движение. Каждая такая выставка — это исследование, это каталог, это издания, публикации. В 2017 году можно ожидать многочисленные выставки, посвященные столетию со дня Революции. Уже сейчас проводится много конференций о влиянии Революции на культуру и на искусство, происходит своего рода переформатирование итогов Революции.

Одна из очень модных тем сегодня — советское искусство, в особенности соцреализм 1930–1950-х гг., а также практики сопротивления ему — так называемый андеграунд, причем не только в столичных его проявлениях, но и в региональных (как у нас на Урале, к примеру). Но его изучение происходит, скорее, в культурологическом ракурсе. На Западе очень интересуются этим периодом в искусстве России, регулярно устраивают научные конференции о «конструировании советского», появляются интересные публикации. Сейчас нередко впадают в крайность, обвиняя всё советское искусство в тоталитарности, в формировании с его помощью особого типа «советского» человека. Но с другой стороны, именно сейчас мы начинаем открывать в искусстве советского периода другие слои: скрытые «лирические», «формалистические», «концептуальные» направления, которые не укладывались в официальные догмы. То, что делали многие художники в то время, можно назвать человеческим подвигом.

Почему на Западе сейчас такой интерес к раннему советскому искусству, и в частности, к авангарду? Во-первых, фундаментальные издания по искусству авангарда появились совсем недавно. И это не перестает волновать искусствоведов как в России, так и на Западе. Во-вторых, авангард — это классические 20-е годы. Это и архитектура конструктивизма, это и супрематизм Малевича, это и Лисицкий… Их идеи стали основополагающими для развития всего зарубежного искусства в XX веке.

ОБ ОЧЕРЕДЯХ НА ВЫСТАВКУ СЕРОВА В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

Почему выставка картин Валентина Серова всколыхнула всю Россию? Во-первых, потому что Серов — один из крупнейших русских художников XX века. К нему всегда был большой интерес, но выставок такого масштаба не было давно. Его работы впервые собрали в одном месте, экспозиция была великолепно сделана и, конечно, распиарена. Не думаю, что появление Владимира Путина на открытии сыграло основную роль. Хотя история помнит много примеров, когда появление политических лидеров добавляло художественному проекту остроты.

Так, например, было в 2005 году, когда в музее Гуггенхейма проходила выставка «Россия!», на которой было представлено русское искусство — от иконы до современности. Ее открывал Владимир Путин. Его появление вызвало большой интерес местной публики. Только представьте: в Нью-Йорке, в городе с невероятным количеством самых разных музеев, люди выстраивались в очередь, чтобы посмотреть на выставку российского искусства.

Третьяковскую галерею долгое время обвиняли в архаизме, в том, что она плохо работает со зрителем. На выставке Валентина Серова сотрудники музея показали, что развернулись в сторону медийности. Сделали рекламу с «Девочкой с персиками», которая вдруг заговорила (что вызвало череду самых разных иронических реплик). Конечно, в этом есть некий популизм. Музей хотел добиться большого количества посетителей, и ему это удалось. А то, что двери сломали… Как сказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, в этом нет ничего страшного. «Хорошо, что эти двери были сломаны не в очереди за колбасой, а в очереди на выставку Серова».

Выставка Серова показала, что Россия испытывает дефицит масштабных, качественных и серьезных художественных проектов. Многие специально приезжали в Москву из регионов, чтобы взглянуть на этот проект. Это напоминает советское время, когда вся Россия съезжалась в Москву, чтобы посмотреть на «Джоконду». Тоже знаете какие очереди стояли! Или на сокровища гробницы Тутанхамона… 

О НЕРАЗВИТОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ

Сейчас в Третьяковской галерее готовят еще несколько блокбастеров. На этот раз там собираются продавать билеты на сеансы, то есть на определенное время, чтобы избежать очередей. Такая система давно действует во многих музеях мира. Но, к сожалению, не решенной по-прежнему остается другая проблема: в большинстве российских музеев очень плохо развита инфраструктура. 

 Почему-то никому не приходит в голову, что человек хочет не только посмотреть на произведения искусства, но и провести время в комфортных условиях. Никто не задумывается о том, что он может прийти в музей на весь день, и не один, а вместе с маленькими детьми. В наших музеях маленький гардероб, практически отсутствуют хорошие кафе или рестораны, проехать с коляской практически невозможно. В региональных музеях, извините, часто даже нет хороших туалетов. В зарубежных выставочных и музейных центрах давно догадались, что зачастую выставка начинается прямо с входа, с холла, с мест отдыха. Где-нибудь в Кельне, в Музее современного искусства, авторскую инсталляцию могут установить прямо в туалетной комнате или проходном коридоре, уж тем более — в кафе, объединив тем самым все помещения музея в единое художественное пространство.

 Более подробно на сайте департамента http://art-urgi.urfu.ru/index.php/dostizheniya-%7C%7C-prepodavateley-i-studentov/chelovek-nauk-ekspert-sotheby-s-o-tom-kak-raspoznat-shedevr-i-otkuda-vzyalis-ocheredi-na-serova.html

 

Система Orphus