Теория языка и прикладная лингвистика

Преподаватели о программе

Л. Г. Бабенко, засл. деятель науки РФ, почетный работник высшей школы и профессионального образования, зав. кафедрой, докт. филол. наук, профессор, руководитель Уральской семантической школы, член президиума Российской ассоциации лингвистов-когнитологов (РАЛК), член правления Российской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ):

— У магистрантов кафедры фундаментальной и прикладной лингвистки и текстоведения я с большим удовольствием и искренним  интересом веду занятия по наиважнейшим теоретическим дисциплинам, занимающим вершинные позиции в системе лингвистических дисциплин  в силу их обобщающего надуровневого характера, охватывающих изучение различных единиц языка и речи, а также  универсальных категорий, рассматриваемых с разных позиций: структурно-семантических, когнитивно-дискурсивных, прагматических и коммуникативных. Это «Теория текста» и «Современная лингвистическая семантика». У них много общего: обе дисциплины достаточно сложные, но чрезвычайно важные, актуальные и практически значимые. Их бурное развитие приходится на последнюю треть ХХ в. и продолжается сейчас, порождая многоаспектность их осмысления. Они не ограничены определенным типом изучаемых языковых и речевых единиц, они охватывают все их разновидности, рассматриваемые с различных позиций, включая и слова, и предложения, и тексты, рассматриваемые с учетом их общих и специфических стратегий в отображении мира в словаре и в тексте, в выявлении роли человеческого фактора в языке и речи, в формировании языковой личности, в механизмах прагматического воздействия на других. При этом каждая дисциплина имеет свою предметную направленность. Семантика нацелена на изучение содержательной природы языковых единиц и их преобразований в речи. Теория текста изучает законы его организации: структурные, информативные, коммуникативные, прагматические, что в дальнейшем, безусловно, будет востребовано в профессионально-практической деятельности выпускников магистратуры.

Т. М. Воронина, канд. филол. наук, доцент:

 — Дисциплины, которые, на мой взгляд, более всего связывают теоретические и прикладные лингвистические направления, – это корпусная лингвистика и лексикография. Основные задачи корпусной лингвистики – создание электронных корпусов текстов с автоматическими инструментами их использования и разработка экспериментальных методов исследования языка на основе корпусов различных типов. Корпусные данные исследуются не только качественно, но и количественно, в этом смысле развитие корпусной лингвистики является яркой иллюстрацией поворота к анализу больших данных в гуманитарных науках. Задачи, решаемые современной лексикографией и различными типами словарей, лежат в области самых разных приложений науки и практики: исследования семантики, грамматики, прагматики языка, преподавание родного и иностранного языков, перевод, научно-техническая информация, теория и практика коммуникации, социолингвистика, поэтика и многое другое. Словари дают систематизированное представление данных (это убедительно доказывают, например, идеографические словари нашей Уральской семантической школы под рук. проф. Л. Г. Бабенко), а компьютеризация многократно повышает удобство их создания и использования. В лингвистическом исследовании и корпусная методология, и лексикографическая работа позволяют по-новому взглянуть на языковой или речевой материал, увидеть интересные, неочевидные факты и закономерности.

М. В. Дудорова, канд. филол. наук, доцент:

 — Одно из развивающихся в настоящее время направлений научных исследований – искусственный интеллект, машины уже могут заменить человека во многих сферах, но не в сфере межличностного общения. Почему? Потому что построение устного дискурса зависит от очень большого количества факторов, которым последовательно можно научить машину, но для этого нужно понимать механизм, который руководит человеком в процессе порождения речи или текста. В курсе «Теории и практика дискурсивного анализа» мы с магистрантами рассматриваем закономерности создания текстов и особенности из порождения, смотрим под новым углом на наше ежедневное общение, учимся понимать закономерности строения устной речи и правила, которые их регулируют, рассматриваем разные типы дискурсов.

И. К. Мухина, канд. филол. наук, доцент:

 — Курс «Социолингвистика», являясь дисциплиной по выбору, с одной стороны, систематизирует знания, полученные на предыдущей ступени обучения в бакалавриате, касающиеся специфики форм существования языка, мировых и международных языков, а с другой – расширяет эти знания в плане их социальной обусловленности, через анализ проявления в речи специфических особенностей субъекта – носителя языка. Самое интересное на занятиях – обсуждение докладов студентов по самостоятельно выбранным темам: кому-то после поездки в Германию хочется рассказать о судьбе  диалектов немецкого языка, кому-то – о мультилингвизме и жестовых языках, а кто-то делится своими впечатлениями о путешествии в Перу и языковой ситуации в этой стране. Студенты осмысляют и собственный социальный опыт и интерпретируют в социолингвистическом ключе речевые «символы» разнообразных социальных групп, в которые они входят. Объектом их исследовательского интереса при этом является «язык» собственной семьи, дружеской компании, землячества, а также социальные жаргоны (истфаковцев, завсегдатаев фитнес-клубов, поттероманов, настольщиков, анимешников, читателей комиксов, сноубордистов и др.), профессиональные жаргоны (журналистов, специалистов техподдержки, тату-мастеров, сотрудников правоохранительных органов и т. д.). Студенты осваивают новые понятия и термины – идиом, социальная маркированность языковых единиц, маркеры социального статуса, гендерной и других идентичностей, региональные варианты мировых языков, пиджины, лингва франка, креольские языки как языки межэтнического общения, языковая ситуация и языковая политика, а также получают новые знания о таких разделах науки о функционировании языка в обществе, как контактология и интерлингвистика.

А. М. Плотникова, докт. филол. наук, профессор, директор департамента "Филологический факультет", главный государственный судебный эксперт РФ:

 — Как эксперт в области судебной лингвистики и судебного автороведения, я хорошо понимаю: для того чтобы состояться в профессиональной экспертной деятельности, нужны глубокие знания в области теории языка и теории коммуникации. На мой взгляд, магистерская программа «Теория языка и прикладная лингвистика» предлагает студентам оптимальное сочетание теоретических и практикоориентированных дисциплин. В читаемых мной теоретических курсах этой программы «Лингвистика в системе гуманитарного знания» и «Теория коммуникации» я пытаюсь показать становление и развитие междисциплинарных направлений, возникших на стыке лингвистики и других наук: социологии, политологии, культурологи, истории, юриспруденции, психологии и нейрофизиологии. Постоянные изменения коммуникативных практик, речевое воздействие и манипулирование, механизмы лингвокреативности, различные коммуникативные парадоксы – все это и многое другое, что мы обсуждаем со студентами, важно лингвисту для понимания процессов функционирования языка. Это имеет значение для эффективной коммуникации, умения задавать вопросы и выражать свои мысли, владения навыками интервью, эффективных переговоров. Я рада, что могу передать свои знания как практикующего лингвиста-эксперта магистрантам, научить их принципам лингвистической и автороведческой экспертизы, познакомить с деятельностью эксперта-фоноскописта, а студенты могут пройти практику в профильных экспертных организациях – наших партнерах и работодателях.

М. В. Слаутина, канд. филол. наук, доцент:

 — Онтолингвистика, или лингвистика детской речи, – это дисциплина, которая интересна и тем, кто получил в бакалавриате лингвистическое образование, и не гуманитариям. Почему? Во-первых, потому что ее содержание – не только становление речевой способности, но и психофизиологическое развитие человека, формирование коммуникативных навыков, проблемы взросления и развития личности, профилактика ошибок и т.д. Во-вторых, в процессе освоения курса каждый опирается на свой опыт и опыт своей семьи, близкого окружения. Можно сказать, что студенты изучают сами себя. В-третьих, конечно же, вызывает интерес речевой материал, с которым мы работаем: он собран самими студентами и каждый год пополняется новыми детскими высказываниями, словечками, которые используются не только в качестве иллюстрации теоретических положений, но и как материал для анализа. Курс онтолингвистики имеет несомненное практическое значение: студенты получают знания и навыки, которые пригодятся им в будущем как в профессиональной сфере, так и в процессе воспитания собственных детей.

 

Система Orphus